Итоги марта

.     logo1

.     Перед началом года Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» в программе работы на предстоящий год предполагал стабилизацию статистики работы с некоторым увеличением показателей в отдельные месяцы. На практике же рост, начавшийся с весны 2014 года и иногда принимающий лавинообразные размеры, так и не прекращается.
.     Поэтому очередные рекорды в марте 2015 года уже не удивляют. А март стал рекордным по всем показателям.
.     Количество подписчиков группы Центра достигло 1474 человек (рост на 165 человек). Количество ответов на частные правовые вопросы впервые превысило 400 и составило 402. Количество обращений в органы государственной власти и местного самоуправления впервые превысило сотню и составило 101. Было подготовлено 20 исковых заявлений. Также при помощи и поддержке Центра выиграно 11 судебных процессов и общее количество выигранных судебных споров составляет теперь 45.


Сотрудничество организаций для детей-сирот с НКО в г. Москве: актуальные изменения

Очередная познавательная статья Центра юридической помощи детям-сиротам. Будет особенно полезной для руководителей и ответственных работников сиротских учреждений столицы.
Вступил в силу новый приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы (далее – ДСЗН), определяющий порядок работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы с НКО и волонтерами (Приказ ДСЗН от 09 февраля 2015 года № 71 «Об утверждении Регламента взаимодействия организации для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями», далее – Приказ № 71). Данный приказ заменяет признанный недействующим Приказ ДСЗН от 02 апреля 2014 года № 376 «Об утверждении регламента взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями» (далее – Приказ № 376).
Приказ № 71, как и ранее Приказ № 376, содержит указание на то, что руководители организаций для детей-сирот обязаны «рассматривать взаимодействие с НКО как одно из обязательных условий (ранее – обязательное условие, Примечание Д.П.) проведения системной работы с воспитанниками Организации по развитию навыков самообслуживания, бытовых и социальных навыков, творческому развитию воспитанников, расширению их кругозора и оказанию психологической поддержки» (п. 3.1.). Приказ № 71 корректирует это положение, предполагая дополнительные возможности сотрудничества организаций для детей-сирот и НКО «с участием в реализации программ индивидуально-профилактической работы с семьями с детьми».
Также руководителям организаций для детей-сирот предписывается «содействовать развитию практики благотворительной деятельности НКО» (п. 3.2. Приказа № 71 и Приказа № 376) и «привлекать НКО для осуществления работы волонтеров во всех отделениях и группах организации для детей-сирот» (п. 3.3 Приказа № 71 и Приказа № 376).
В понятийный аппарат (ч. 1 Приложения № 1 «Регламент взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями») внесено одно существенное изменение. Расширено определение понятия «Добровольцы» (п. 1.3.). Вводится в оборот дополнительное понятие «волонтеры», идентичное понятию «добровольцы». Также дополнительно определяется, что добровольцы (волонтеры) могут осуществлять свою деятельность как в индивидуальном порядке, так и объединившись с образованием или без образования организации. Таким образом, детализируется определение субъектов добровольческой деятельности и снимаются отдельные возможности ограничения доступа добровольцев в организации для детей-сирот, например, со ссылкой на действие добровольца в одиночку или группы добровольцев без формирования организации. Кроме того, в Приказе № 71 указывается на то, что добровольцы (волонтеры) могу осуществлять безвозмездное выполнение работ и оказание социальной помощи (ранее – работы и услуги). В данном случае изменение терминологии связано в первую очередь с введением в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приведением региональных актов в соответствии с терминологией, утвержденной на федеральном уровне. Существенных нововведений данное изменение не предполагает.
Приказ № 71 устанавливает дополнительные нормативные правовые акты, являющиеся основой формирования Регламента (п. 2.2. Приложения № 1) — Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Если второй из законов является новым и его включение обусловлено принятием и вступлением в законную силу после подписания Приказа № 376, то невключение в изначальный текст Приказа № 376 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вызывает недоумение. При этом указание данных актов в качестве документов-оснований по сути не влияет на содержательную часть Регламента.
Внесены изменения в отдельные задачи взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО. В частности в новой редакции п. 3.2.4. Регламента (Приложение № 1 Приказа № 71) в качестве одной из целей взаимодействия указана «Организация эффективной и комплексной медицинской, социальной, психологической, педагогической и профилактической, духовно-нравственной помощи воспитанникам», в то время, как в прежней редакции говорилось не об организации, а об оказании соответствующей помощи. Данное нововведение напрямую связано с вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и на практике предполагает разделение функций. Организация для детей-сирот совместно с НКО обеспечивают оказание поименованных видов помощи, в то время как саму помощь оказывают специализированные организации и службы. Полагаем, что нововведение призвано закрепить существующий порядок и способствовать разделению обязанностей и выполнению отдельных функций именно специализированными организациями.
Их числа принципов взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО исключен принцип соблюдения моральных, культурных и этических ценностей (п. 4.5. Приложения № 1 к Приказу № 376). Объяснить исключение данного принципа не представляется возможным. Полагаем, что на практике соблюдение моральных, культурных и этических ценностей во взаимодействии организаций для детей-сирот и НКО сохранится в полном объеме и отсутствие поименованного принципа в тексте нового приказа не изменит порядка осуществления взаимодействия.
Наибольшие изменения внесены в порядок взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО (ч. 5 Регламента, Приложение № 1).
Увеличен срок рассмотрения обращения НКО о взаимодействии (п. 5.3. Приложения № 1). Ранее он составлял 10 рабочих дней, в настоящее время – 20 рабочих дней. Также предполагается двойная система одобрения: сначала предложение о взаимодействии одобряется самой организацией для детей-сирот, затем организация для детей-сирот направляет ходатайство о согласовании предложения по оказанию благотворительной помощи в ДСЗН. Ранее согласование не предполагалось и соглашение о взаимодействии заключалось в упрощенном порядке. Дополнительное согласование может рассматриваться в качестве новой формы контроля как деятельности НКО, так и самих организаций для детей-сирот, что может быть рассмотрено как дополнительная гарантия защиты законных интересов детей-сирот. Вместе с тем, усложнение бюрократической процедуры может иметь и негативные последствия: ограничения прав «неугодных» НКО, замедление процедуры оказания точечной срочной помощи со стороны НКО, формальное отношение ДСЗН к поступающим ходатайствам без знания обстоятельств конкретных случаев, порождающее формализм решений. ДСЗН рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней и направляет согласование или отказ от согласования. Таким образом, сроки рассмотрения обращения НКО увеличены как минимум в три раза (при этом не учитывается срок доставки ответов и возможная просрочка ответа на том или ином этапе). Дополнительно продлен срок подписания соглашения: 14 дней с даты одобрения предложение (п. 5.5. Приложения № 1). Ранее срок составлял 10 дней. Упразднена закрепленная ранее возможность сторонам соглашения о сотрудничестве изменять или дополнять условия соглашения.
Одновременно с тем упростился доступ добровольцев (волонтеров) к работе с детьми в организациях для детей-сирот по медицинским показателям (п. 5.8. Приложения № 1). Так для добровольцев (волонтеров), участвующих в уходе за воспитанниками (осуществляющих помощь в кормлении, регулярных гигиенических процедурах и т.п.) из списка обязательных медицинских обследований исключены: однократный посев из зева, носа на дифтерию и однократный анализ крови на брюшной тиф (п. 5.8.1. Приказа № 71. П. 5.8.2. Приказа № 376). По новым правилам добровольцы (волонтеры), участвующие в регулярном проведении занятий с детьми, прогулках и подобной досугово-развлекательной деятельности проходят исключительно осмотр у терапевта, подтверждающийся «Справкой о санитарно-эпидемиологическом окружении» (п. 5.8.2. Приложения № 1), в то время как ранее требовались дополнительные анализы крови, флюорографическое обследование и сдача посева. Для добровольцев (волонтеров), участвующих в разовых мероприятиях и акциях на нерегулярной основе медицинское обследование не требуется (п. 5.8.3. Приложения № 1). Кроме того, упразднен один из абзацев п. 5.8.3. Приложения № 1 Приказа № 376, устанавливавший требование об обязательной психологической диагностике и психологическом сопровождении деятельности добровольцев со стороны НКО. Вместо этого НКО обязано проводить анкетирование добровольцев (волонтеров) и собеседование с ними, а психологическая диагностика и сопровождение теперь производятся по необходимости (п. 5.9. Приложения № 1). Таким образом, все требования по медицинскому обследованию подверглись корректировке в сторону упрощения и новые требования предполагают облегченный доступ представителей НКО к общению с детьми в организациях для детей-сирот.

Рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве утверждена Приложением № 2 к Приказу № 71 (ранее – Приложение № 2 к Приказу № 376). В п. 1.2. Соглашения введен дополнительный подпункт относительно целей сотрудничества: «творческое развитие воспитанников Организации, расширение кругозора и оказание психологической поддержки семьям с детьми, состоящим на обслуживании в Организации». Полагаем, что данный подпункт отражает те виды деятельности, которые и так очень часто осуществляются в рамках сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот и не включение его в текст Соглашения в предыдущей редакции вызывало недоумение.

В правах НКО (п. 2.1.1. Приложения №2) появился один новый пункт, согласно которому НКО имеет право «проводить с семьями с детьми, состоящими на обслуживании в Организации, мероприятия социального и профилактического характера». Данный пункт не затрагивает интересы детей-сирот и касается семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получающих социальную помощь в организациях для детей-сирот. Введение этого положения объясняется вступлением в законную силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, ряд действий, ранее выполнявшихся НКО в рамках соглашения о сотрудничестве, более не выполняются. Так представители НКО более не могут «оказывать воспитанникам социальные, в том числе реабилитационные услуги» (данную деятельность должны осуществлять специализированные организации, а представители НКО могут исключительно ей содействовать); «оказывать содействие повышению квалификации и профессиональной подготовки сотрудников организаций для детей-сирот, в том числе организации для них обучения, практик и стажировок». Объяснить запрет на помощь в повышении квалификации не представляется возможным, видимо ДСЗН предполагает, что сотрудники организаций для детей-сирот априори являются подготовленными лучше, нежели представители НКО и имеют полный набор знаний и умений в соответствии со всеми требованиями науки и практики, что по сути является неверным предположением.

Из прав и обязанностей организаций для детей-сирот (п.2.2.1. Приложения № 2) исчез подпункт, определяющий, что организация для детей-сирот предоставляет помещение для принятия сотрудниками НКО обеда. Видимо в ДСЗН считают, что принятие пищи сотрудниками НКО на территории организации для детей-сирот недопустимо и нарушает права и законные интересы воспитанников, соответственно представители НКО должны голодать или питаться за забором. Хорошо еще, что данное положение не было включено в текст Регламента в качестве прямого указания с одновременным запретом содействия в приеме пищи добровольцами (волонтерами). Также из текста Соглашения было удалено положение о том, что организация для детей-сирот допускает к работе с воспитанниками специалистов, работников и добровольцев НКО только по письменному представлению НКО (п. 2.2.4. Приложения № 2 к Приказу № 376), что является положительным, так как не всегда возможно и не всегда требуется согласование списков лиц, участвующих в том или ином мероприятии, и новая редакция проекта Соглашения снимает дополнительную бюрократическую нагрузку и делает оказание практической помощи немного проще.

Таким образом, новый режим сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот в г. Москве довольно близко повторяет те правила, которые существовали ранее. Из нововведений особо необходимо отметить дополнительную бюрократическую процедуру при согласовании вопроса о заключении соглашения и увеличение сроков согласования, что не может быть рассмотрено в качестве положительного явления. С другой стороны облегчен допуск добровольцев (волонтеров) к работе с детьми-сиротами по медицинским показателям. Изменение же целей сотрудничества и отдельных форм сотрудничества имеет в большей степени технический характер, так как связано с внесением изменений в действующее законодательство и корректировкой терминологической базы и предполагает приведение существующей практики в соответствие с требованиями нового законодательства.
При этом все соглашения организаций для детей-сирот г. Москвы и НКО, подписанные до принятия Приказа № 71 и вступления его в силу, продолжают действовать и корректировке не подлежат.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Смоленской области

В связи с недавним появлением специального направления юридической помощи усыновителям и опекунам в структуре Центра юридической помощи детям-сиротам нашего фонда начинаем публикование материалов о правах и льготах данных категорий лиц в различных субъектах Российской Федерации. Начинаем со Смоленской области.
В Смоленской области дополнительное стимулирование опекунов (попечителей) и приемных родителей развито крайне слабо. В действующем региональном законодательстве отсутствуют положения, устанавливающие специальные меры поддержки за исключением установленных на федеральном уроне. Более того действовавшее ранее в области законодательство о патронатном воспитании и соответствующих льготах приемным родителям, было отменено в 2014 году как не пользующееся популярностью на территории региона. При этом федеральное законодательство предусматривает возможность устройства детей в приемные семьи. Как это сочетается отсутствием региональных правовых норм и фактическим отказом региона работать с приемными родителями – сказать трудно.
Размер единовременного денежного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью составляет в Смоленской области 12 405,32 руб. и выплачивается за каждого принятого ребенка одному из родителей. Для получения соответствующей выплата необходимо обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, принимающего ребенка в семью. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании принимающим лицом; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия или решение суда об установлении усыновления – заверенная судом копия с отметкой о вступлении в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 2 областного закона Смоленской области от 22 июня 2006 года № 61-з «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области» опекунам (попечителям) выплачиваются ежемесячно денежные средства на содержание детей в размере 6 000,00 руб. на каждого принятого на воспитание в семью ребенка. Согласно п. 2 ст. 2 размер выплат подлежит ежегодной индексации, исходя из предполагаемого уровня инфляции. Порядок индексации выплачиваемой суммы определяется Администрацией Смоленской области. Для получения соответствующих выплат один из опекунов обращается с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия; документы, подтверждающие основания установления опеки (попечительства), и их копии. Решение о ежемесячных выплатах должно быть принято в течение 15 дней с даты подачи заявления (п. 4 ст. 4). Если заявитель обратился за выплатами в течение года после установления опеки (попечительства), то возмещаются денежные средства с даты установления опеки (п. 6 ст. 4) и в любом случае возмещению подлежат только невыплаченные денежные средства за период не более одного года (п. 1 ст. 7). Если невыплата денежных средств происходит по вине органа государственной власти или местного самоуправления, но не по вине опекуна (попечителя), то возмещению подлежит вся невыплаченная сумма, независимо от периода просрочки (п. 2 ст. 7). Любопытным является тот факт, что положения закона не распространяются на приемных родителей, то есть по сути тех же опекунов, только осуществляющих свою деятельность на возмездной основе. При этом принятие ребенка в приемную семью рассматривается ст. 6 Закона в качестве основания для прекращения соответствующих выплат. Таким образом, законодательство о ежемесячных выплатах опекунам (попечителям) имеет строго ограниченный характер действия.
Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09 февраля 2005 года № 21 «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях)» размер соответствующей материальной помощи варьируется в зависимости от личных обстоятельств заявителя (п. 3), но при этом помощь предоставляется не чаще одного раза в год (п. 4). Заявление о предоставлении материальной помощи подается в сектор социальных выплат, приема и обработки информации СОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» (по месту жительства гражданина или в МФЦ по месту жительства гражданина) (п. 5). К заявлению прикрепляются документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия законного представителя заявителя, и его копия; справка о доходах заявителя и членов его семьи; трудовая книжка заявителя и ее копия; документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя гражданина (его опекуна, попечителя, другого законного представителя) в банке или иной кредитной организации, и его копия; справка с места жительства гражданина о совместно проживающих лицах; справка медико-социальной экспертизы и ее копию (при наличии инвалидности); документ, подтверждающий трудную жизненную ситуацию (в случае наличия трудной жизненной ситуации), и его копия (п. 6). Решение о предоставлении материальной помощи принимается Департаментом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 13).


И вновь продолжается бой…..

Рады сообщить о новых победах, одержанных нами или при нашей поддержке. Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» довел послужной список своих судебных побед до 45.

Две из четырех побед были одержаны в Центральном районном суде г. Омска, где количество выигранных при нашей помощи судебных дел стремительно приближается к 10. Удовлетворены исковые заявления А. С. и В. Д. об ускорении процедуры предоставления им жилого помещения как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центр подготовил в обоих случаях исковые заявления и проводил консультативную работу в процессе подготовки дела к судебному разбирательству и по ходу суда. Читать далее →


Право детей-сирот на включение в список на получение жилого помещения

Логотип

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять  специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства. Читать далее →


Вновь победы!

Логотип

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» сообщает об очередных судебных победах, достигнутых с нашей помощью и при нашем участии.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края удовлетворил исковые требования Е. К. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура ускорения получения жилых помещений сиротами отработана нами уже достаточно хорошо и в отдельных регионах реализуется с исправностью хорошего часового механизма. Представитель Центра в г. Барнаул оказал помощь в формировании текста искового заявления и осуществил представительство в судебном заседании.
Читать далее →



С лекцией в Краснодар

25 февраля 2015 года на базе Краснодарского архитектурно-строительного техникума представитель Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» проведет лекцию о правах детей-сирот и порядке их реализации. В качестве слушателей выступят лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в ссузах г. Краснодара. Необходимо отметить, что для нас это первый подобный опыт. Ранее аналогичные лекции проводились только для старших воспитанников сиротских учреждений.


Лекция для приемных родителей

22 января 2015 Президент благотворительного фонда «Надежда на завтра» Павел Денисов проведет лекцию в Школе приемных родителей в московском детском доме «Радуга». Слушателям школы будет рассказано о формах устройства детей в семьи, об особенностях статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о работе банков данных о сиротах, о порядке подготовки документов для приёма детей в семьи. В конце лекции пройдет беседа о правах сирот и порядке их реализации.

Приглашаем всех желающих посетить данное мероприятие!


Благотворительный аукцион

Рады сообщить, что с 06 по 16 января 2015 года на интернет-портале Molotok.ru будет проходить благотворительный аукцион членов Попечительского совета нашего фонда Дениса Глушакова и Сергея Игнашевича!

Все собранные с аукциона средства будут направлены на строительство игровой площадки в городе Миллерово (Ростовская область).

Принять участие в аукционе можно здесь.