Сотрудничество организаций для детей-сирот с НКО в г. Москве: актуальные изменения

Очередная познавательная статья Центра юридической помощи детям-сиротам. Будет особенно полезной для руководителей и ответственных работников сиротских учреждений столицы.
Вступил в силу новый приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы (далее – ДСЗН), определяющий порядок работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы с НКО и волонтерами (Приказ ДСЗН от 09 февраля 2015 года № 71 «Об утверждении Регламента взаимодействия организации для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями», далее – Приказ № 71). Данный приказ заменяет признанный недействующим Приказ ДСЗН от 02 апреля 2014 года № 376 «Об утверждении регламента взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями» (далее – Приказ № 376).
Приказ № 71, как и ранее Приказ № 376, содержит указание на то, что руководители организаций для детей-сирот обязаны «рассматривать взаимодействие с НКО как одно из обязательных условий (ранее – обязательное условие, Примечание Д.П.) проведения системной работы с воспитанниками Организации по развитию навыков самообслуживания, бытовых и социальных навыков, творческому развитию воспитанников, расширению их кругозора и оказанию психологической поддержки» (п. 3.1.). Приказ № 71 корректирует это положение, предполагая дополнительные возможности сотрудничества организаций для детей-сирот и НКО «с участием в реализации программ индивидуально-профилактической работы с семьями с детьми».
Также руководителям организаций для детей-сирот предписывается «содействовать развитию практики благотворительной деятельности НКО» (п. 3.2. Приказа № 71 и Приказа № 376) и «привлекать НКО для осуществления работы волонтеров во всех отделениях и группах организации для детей-сирот» (п. 3.3 Приказа № 71 и Приказа № 376).
В понятийный аппарат (ч. 1 Приложения № 1 «Регламент взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями») внесено одно существенное изменение. Расширено определение понятия «Добровольцы» (п. 1.3.). Вводится в оборот дополнительное понятие «волонтеры», идентичное понятию «добровольцы». Также дополнительно определяется, что добровольцы (волонтеры) могут осуществлять свою деятельность как в индивидуальном порядке, так и объединившись с образованием или без образования организации. Таким образом, детализируется определение субъектов добровольческой деятельности и снимаются отдельные возможности ограничения доступа добровольцев в организации для детей-сирот, например, со ссылкой на действие добровольца в одиночку или группы добровольцев без формирования организации. Кроме того, в Приказе № 71 указывается на то, что добровольцы (волонтеры) могу осуществлять безвозмездное выполнение работ и оказание социальной помощи (ранее – работы и услуги). В данном случае изменение терминологии связано в первую очередь с введением в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приведением региональных актов в соответствии с терминологией, утвержденной на федеральном уровне. Существенных нововведений данное изменение не предполагает.
Приказ № 71 устанавливает дополнительные нормативные правовые акты, являющиеся основой формирования Регламента (п. 2.2. Приложения № 1) — Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Если второй из законов является новым и его включение обусловлено принятием и вступлением в законную силу после подписания Приказа № 376, то невключение в изначальный текст Приказа № 376 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вызывает недоумение. При этом указание данных актов в качестве документов-оснований по сути не влияет на содержательную часть Регламента.
Внесены изменения в отдельные задачи взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО. В частности в новой редакции п. 3.2.4. Регламента (Приложение № 1 Приказа № 71) в качестве одной из целей взаимодействия указана «Организация эффективной и комплексной медицинской, социальной, психологической, педагогической и профилактической, духовно-нравственной помощи воспитанникам», в то время, как в прежней редакции говорилось не об организации, а об оказании соответствующей помощи. Данное нововведение напрямую связано с вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и на практике предполагает разделение функций. Организация для детей-сирот совместно с НКО обеспечивают оказание поименованных видов помощи, в то время как саму помощь оказывают специализированные организации и службы. Полагаем, что нововведение призвано закрепить существующий порядок и способствовать разделению обязанностей и выполнению отдельных функций именно специализированными организациями.
Их числа принципов взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО исключен принцип соблюдения моральных, культурных и этических ценностей (п. 4.5. Приложения № 1 к Приказу № 376). Объяснить исключение данного принципа не представляется возможным. Полагаем, что на практике соблюдение моральных, культурных и этических ценностей во взаимодействии организаций для детей-сирот и НКО сохранится в полном объеме и отсутствие поименованного принципа в тексте нового приказа не изменит порядка осуществления взаимодействия.
Наибольшие изменения внесены в порядок взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО (ч. 5 Регламента, Приложение № 1).
Увеличен срок рассмотрения обращения НКО о взаимодействии (п. 5.3. Приложения № 1). Ранее он составлял 10 рабочих дней, в настоящее время – 20 рабочих дней. Также предполагается двойная система одобрения: сначала предложение о взаимодействии одобряется самой организацией для детей-сирот, затем организация для детей-сирот направляет ходатайство о согласовании предложения по оказанию благотворительной помощи в ДСЗН. Ранее согласование не предполагалось и соглашение о взаимодействии заключалось в упрощенном порядке. Дополнительное согласование может рассматриваться в качестве новой формы контроля как деятельности НКО, так и самих организаций для детей-сирот, что может быть рассмотрено как дополнительная гарантия защиты законных интересов детей-сирот. Вместе с тем, усложнение бюрократической процедуры может иметь и негативные последствия: ограничения прав «неугодных» НКО, замедление процедуры оказания точечной срочной помощи со стороны НКО, формальное отношение ДСЗН к поступающим ходатайствам без знания обстоятельств конкретных случаев, порождающее формализм решений. ДСЗН рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней и направляет согласование или отказ от согласования. Таким образом, сроки рассмотрения обращения НКО увеличены как минимум в три раза (при этом не учитывается срок доставки ответов и возможная просрочка ответа на том или ином этапе). Дополнительно продлен срок подписания соглашения: 14 дней с даты одобрения предложение (п. 5.5. Приложения № 1). Ранее срок составлял 10 дней. Упразднена закрепленная ранее возможность сторонам соглашения о сотрудничестве изменять или дополнять условия соглашения.
Одновременно с тем упростился доступ добровольцев (волонтеров) к работе с детьми в организациях для детей-сирот по медицинским показателям (п. 5.8. Приложения № 1). Так для добровольцев (волонтеров), участвующих в уходе за воспитанниками (осуществляющих помощь в кормлении, регулярных гигиенических процедурах и т.п.) из списка обязательных медицинских обследований исключены: однократный посев из зева, носа на дифтерию и однократный анализ крови на брюшной тиф (п. 5.8.1. Приказа № 71. П. 5.8.2. Приказа № 376). По новым правилам добровольцы (волонтеры), участвующие в регулярном проведении занятий с детьми, прогулках и подобной досугово-развлекательной деятельности проходят исключительно осмотр у терапевта, подтверждающийся «Справкой о санитарно-эпидемиологическом окружении» (п. 5.8.2. Приложения № 1), в то время как ранее требовались дополнительные анализы крови, флюорографическое обследование и сдача посева. Для добровольцев (волонтеров), участвующих в разовых мероприятиях и акциях на нерегулярной основе медицинское обследование не требуется (п. 5.8.3. Приложения № 1). Кроме того, упразднен один из абзацев п. 5.8.3. Приложения № 1 Приказа № 376, устанавливавший требование об обязательной психологической диагностике и психологическом сопровождении деятельности добровольцев со стороны НКО. Вместо этого НКО обязано проводить анкетирование добровольцев (волонтеров) и собеседование с ними, а психологическая диагностика и сопровождение теперь производятся по необходимости (п. 5.9. Приложения № 1). Таким образом, все требования по медицинскому обследованию подверглись корректировке в сторону упрощения и новые требования предполагают облегченный доступ представителей НКО к общению с детьми в организациях для детей-сирот.

Рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве утверждена Приложением № 2 к Приказу № 71 (ранее – Приложение № 2 к Приказу № 376). В п. 1.2. Соглашения введен дополнительный подпункт относительно целей сотрудничества: «творческое развитие воспитанников Организации, расширение кругозора и оказание психологической поддержки семьям с детьми, состоящим на обслуживании в Организации». Полагаем, что данный подпункт отражает те виды деятельности, которые и так очень часто осуществляются в рамках сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот и не включение его в текст Соглашения в предыдущей редакции вызывало недоумение.

В правах НКО (п. 2.1.1. Приложения №2) появился один новый пункт, согласно которому НКО имеет право «проводить с семьями с детьми, состоящими на обслуживании в Организации, мероприятия социального и профилактического характера». Данный пункт не затрагивает интересы детей-сирот и касается семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получающих социальную помощь в организациях для детей-сирот. Введение этого положения объясняется вступлением в законную силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, ряд действий, ранее выполнявшихся НКО в рамках соглашения о сотрудничестве, более не выполняются. Так представители НКО более не могут «оказывать воспитанникам социальные, в том числе реабилитационные услуги» (данную деятельность должны осуществлять специализированные организации, а представители НКО могут исключительно ей содействовать); «оказывать содействие повышению квалификации и профессиональной подготовки сотрудников организаций для детей-сирот, в том числе организации для них обучения, практик и стажировок». Объяснить запрет на помощь в повышении квалификации не представляется возможным, видимо ДСЗН предполагает, что сотрудники организаций для детей-сирот априори являются подготовленными лучше, нежели представители НКО и имеют полный набор знаний и умений в соответствии со всеми требованиями науки и практики, что по сути является неверным предположением.

Из прав и обязанностей организаций для детей-сирот (п.2.2.1. Приложения № 2) исчез подпункт, определяющий, что организация для детей-сирот предоставляет помещение для принятия сотрудниками НКО обеда. Видимо в ДСЗН считают, что принятие пищи сотрудниками НКО на территории организации для детей-сирот недопустимо и нарушает права и законные интересы воспитанников, соответственно представители НКО должны голодать или питаться за забором. Хорошо еще, что данное положение не было включено в текст Регламента в качестве прямого указания с одновременным запретом содействия в приеме пищи добровольцами (волонтерами). Также из текста Соглашения было удалено положение о том, что организация для детей-сирот допускает к работе с воспитанниками специалистов, работников и добровольцев НКО только по письменному представлению НКО (п. 2.2.4. Приложения № 2 к Приказу № 376), что является положительным, так как не всегда возможно и не всегда требуется согласование списков лиц, участвующих в том или ином мероприятии, и новая редакция проекта Соглашения снимает дополнительную бюрократическую нагрузку и делает оказание практической помощи немного проще.

Таким образом, новый режим сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот в г. Москве довольно близко повторяет те правила, которые существовали ранее. Из нововведений особо необходимо отметить дополнительную бюрократическую процедуру при согласовании вопроса о заключении соглашения и увеличение сроков согласования, что не может быть рассмотрено в качестве положительного явления. С другой стороны облегчен допуск добровольцев (волонтеров) к работе с детьми-сиротами по медицинским показателям. Изменение же целей сотрудничества и отдельных форм сотрудничества имеет в большей степени технический характер, так как связано с внесением изменений в действующее законодательство и корректировкой терминологической базы и предполагает приведение существующей практики в соответствие с требованиями нового законодательства.
При этом все соглашения организаций для детей-сирот г. Москвы и НКО, подписанные до принятия Приказа № 71 и вступления его в силу, продолжают действовать и корректировке не подлежат.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Смоленской области

В связи с недавним появлением специального направления юридической помощи усыновителям и опекунам в структуре Центра юридической помощи детям-сиротам нашего фонда начинаем публикование материалов о правах и льготах данных категорий лиц в различных субъектах Российской Федерации. Начинаем со Смоленской области.
В Смоленской области дополнительное стимулирование опекунов (попечителей) и приемных родителей развито крайне слабо. В действующем региональном законодательстве отсутствуют положения, устанавливающие специальные меры поддержки за исключением установленных на федеральном уроне. Более того действовавшее ранее в области законодательство о патронатном воспитании и соответствующих льготах приемным родителям, было отменено в 2014 году как не пользующееся популярностью на территории региона. При этом федеральное законодательство предусматривает возможность устройства детей в приемные семьи. Как это сочетается отсутствием региональных правовых норм и фактическим отказом региона работать с приемными родителями – сказать трудно.
Размер единовременного денежного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью составляет в Смоленской области 12 405,32 руб. и выплачивается за каждого принятого ребенка одному из родителей. Для получения соответствующей выплата необходимо обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, принимающего ребенка в семью. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании принимающим лицом; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия или решение суда об установлении усыновления – заверенная судом копия с отметкой о вступлении в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 2 областного закона Смоленской области от 22 июня 2006 года № 61-з «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области» опекунам (попечителям) выплачиваются ежемесячно денежные средства на содержание детей в размере 6 000,00 руб. на каждого принятого на воспитание в семью ребенка. Согласно п. 2 ст. 2 размер выплат подлежит ежегодной индексации, исходя из предполагаемого уровня инфляции. Порядок индексации выплачиваемой суммы определяется Администрацией Смоленской области. Для получения соответствующих выплат один из опекунов обращается с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия; документы, подтверждающие основания установления опеки (попечительства), и их копии. Решение о ежемесячных выплатах должно быть принято в течение 15 дней с даты подачи заявления (п. 4 ст. 4). Если заявитель обратился за выплатами в течение года после установления опеки (попечительства), то возмещаются денежные средства с даты установления опеки (п. 6 ст. 4) и в любом случае возмещению подлежат только невыплаченные денежные средства за период не более одного года (п. 1 ст. 7). Если невыплата денежных средств происходит по вине органа государственной власти или местного самоуправления, но не по вине опекуна (попечителя), то возмещению подлежит вся невыплаченная сумма, независимо от периода просрочки (п. 2 ст. 7). Любопытным является тот факт, что положения закона не распространяются на приемных родителей, то есть по сути тех же опекунов, только осуществляющих свою деятельность на возмездной основе. При этом принятие ребенка в приемную семью рассматривается ст. 6 Закона в качестве основания для прекращения соответствующих выплат. Таким образом, законодательство о ежемесячных выплатах опекунам (попечителям) имеет строго ограниченный характер действия.
Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09 февраля 2005 года № 21 «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях)» размер соответствующей материальной помощи варьируется в зависимости от личных обстоятельств заявителя (п. 3), но при этом помощь предоставляется не чаще одного раза в год (п. 4). Заявление о предоставлении материальной помощи подается в сектор социальных выплат, приема и обработки информации СОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» (по месту жительства гражданина или в МФЦ по месту жительства гражданина) (п. 5). К заявлению прикрепляются документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия законного представителя заявителя, и его копия; справка о доходах заявителя и членов его семьи; трудовая книжка заявителя и ее копия; документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя гражданина (его опекуна, попечителя, другого законного представителя) в банке или иной кредитной организации, и его копия; справка с места жительства гражданина о совместно проживающих лицах; справка медико-социальной экспертизы и ее копию (при наличии инвалидности); документ, подтверждающий трудную жизненную ситуацию (в случае наличия трудной жизненной ситуации), и его копия (п. 6). Решение о предоставлении материальной помощи принимается Департаментом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 13).


И вновь продолжается бой…..

Рады сообщить о новых победах, одержанных нами или при нашей поддержке. Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» довел послужной список своих судебных побед до 45.

Две из четырех побед были одержаны в Центральном районном суде г. Омска, где количество выигранных при нашей помощи судебных дел стремительно приближается к 10. Удовлетворены исковые заявления А. С. и В. Д. об ускорении процедуры предоставления им жилого помещения как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центр подготовил в обоих случаях исковые заявления и проводил консультативную работу в процессе подготовки дела к судебному разбирательству и по ходу суда. Читать далее →


Право детей-сирот на включение в список на получение жилого помещения

Логотип

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять  специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства. Читать далее →


Вновь победы!

Логотип

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» сообщает об очередных судебных победах, достигнутых с нашей помощью и при нашем участии.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края удовлетворил исковые требования Е. К. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура ускорения получения жилых помещений сиротами отработана нами уже достаточно хорошо и в отдельных регионах реализуется с исправностью хорошего часового механизма. Представитель Центра в г. Барнаул оказал помощь в формировании текста искового заявления и осуществил представительство в судебном заседании.
Читать далее →