Запланированная встреча.

логотип 3

19 сентября сотрудники нашего фонда провели встречу с руководством смоленского детского дома «Гнездышко».

На встрече были обсуждены ближайшие мероприятия, а также перспективы дальнейшего сотрудничества.

Надеемся, что ближайший визит воспитанников «Гнездышка» в Москву в рамках действия культурной программы фонда произойдет совсем скоро – в октябре.


Право детей-сирот и лиц из их числа на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в частных образовательных организациях Московской области

logo1

Утверждено и вступило в силу Постановление Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 «О возмещении расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих» (далее — Порядок возмещения).

Данный документ гарантирует детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты), право получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих не только в государственных, но и в частных образовательных организациях Московской области. Действующая редакция ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ не гарантирует сиротам, возможность получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в негосударственных образовательных учреждениях, а самим частным образовательным учреждениям не гарантирует компенсацию соответствующих затрат за счет бюджетных средств. Формулировки федерального закона не позволяют однозначно определить возможность получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в негосударственных образовательных учреждениях, а также порядок получения образования в подобном формате. Таким образом, региональное положение, не выходя за пределы, установленные федеральным законодательством, предлагает для сирот механизм, позволяющий получать второе среднее профессиональное образование в частных образовательных учреждениях с сохранением всех льгот.

Согласно п. 2 Порядка возмещения «сироты наделены правом выбора частной профессиональной образовательной организации при получении второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих». То есть данное право презюмируется областным правительством при соблюдении ряда условий.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 возмещение расходов частных профессиональных образовательных организаций на обучение осуществляется только в отношении сирот, состоящих на учете в территориальных структурных подразделениях Министерства образования Московской области по опеке и попечительству. Полагаем, что данное правило носит дискриминационный характер, фактически ограничивая возможность сирот из других субъектов РФ проходить обучение в частных образовательных органзациях при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Сам факт обучения для таких сирот возможен, однако осуществляется оно без субсидирования за счет средств бюджета Московской области, то есть засчет собственных средств сироты. Полагаем целесообразным распространение положения Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 в отношении всех сирот, имеющих место проживания на территории Московской области или соседних с ней субъектов РФ, например, г. Москвы, тульской и иных областей.

Логичным является распространение положений Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 только на частные образовательные учреждения Московской области. Данное правило предполагает возможность других субъектов РФ осуществлять аналогичное субсидирование частных образовательных учреждений, находящихся на их территории.

Субсидия за счет средств бюджета Московской области предоставляется на основании соглашений, заключаемых Министерством образования Московской области с соответствующими частными профессиональными образовательными организациями (п. 4 Порядка возмещения). Таким образом, для получения возмещения за обучение отдельно взятого сироты при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих каждое частное образовательное учреждение должно заключить соглашение с уполномоченным на то областным органом государственной власти. Соглашение заключается по факту поступления сироты на обучение, то есть имеет привязку к конкретным сиротам и зависит от их наличия и количества. При этом законодательно не установлена обязанность частной образовательной организации принимать сирот внеконкурсно и безвозмездно на обучениепри получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и не определена возможность применения мер ответственности к организациям, отказывающим принимать сирот внеконкурсно и безвозмездно на обучение при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Таким образом, частная пофессиональная образовательная организация, не имея желания заключать соглашение с Московской областью, может беспрепятственно этого не делать. Сирота при поступлении на обучение при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих должен заранее уточнять, готова ли частная профессиональная образовательная организация заключить подобное соглашение и соответственно будет ли поступление для него внеконкурсным, а получение образования безвозмездным. В случае отказа частной профессиональной образовательной организаци участвовать в данной программе и подписывать соответствующее соглашение допускается обжалование отказа принимать сироту внеконкурсно на безвозмездное обучение в порядке подачи соответствующего заявления в Министерство образования Московской области.

Соглашение о предоставление субсидии заключается на основании заявки частной профессиональной образовательной организации при предоставлении установленного Постановлением Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 пакета документов исходя из стоимости обучения и количества сирот, завершивших обучение (п.п. 5 и 6 Порядка предоставления). При этом получатели бюджетных субсидий обязаны предоставлять отчет (п. 7 Порядка предоставления) об их целевом использовании, что с одной стороны позволяет отслеживать надлежащий характер использования денежных средств в интересах сирот, а с другой создает дополнительную нагрузку на частные профессиональные образовательные учреждения, что может повлечь дополнительное нежелание участвовать в соответствующей программе.

Также логичным представляется обязанность осуществлять возврат не использованных в текущем финансовом году субсидий на лицевой счет Министерства образования Московской области (п. 8 Порядка предоставления).

Из отмеченных выше положений можно сделать предположение об увеличении социальных гарантий для сирот-студентов в Московской области. Однако осложнение процедуры получения региональных субсидий дополнительными правилами и бюрократическими процедурами может сделать Постановление Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 фактически не работающим, а его основные положения не реализуемыми.


Новости работы Центра юридической помощи детям-сиротам

logo1

15 сентября 2015 года представитель Центра юридической помощи детям-сиротам посетил с рабочим визитом г. Казань. В ходе поездки было осуществлено представительство интересов Е. К. в Вахитовском районном суде г. Казани по вопросу предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот. Суд решения по делу не принял, однако в ходе судебного заседания удалось договориться с ответчиком об установления даты предоставления жилого помещения, которая удовлетворяет истца. Теперь будет подготовлен текст мирового соглашения, согласован с ответчиком и утвержден на следующем заседании суда 09 октября.

Кроме суда были организованы и проведены встречи и очные консультации детей-сирот и лиц из их числа по интересующих их правовым вопросам. Всего на встречах присутствовало 6 человек из числа сирот.

Отметит дополнительно и очередные судебные победы Центра, имевшие место с начала сентября.

Как обычно наибольшее количество положительных судебных решений приходит из Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края, где представитель Центра осуществляет консультирование сирот, подготовку документов к судебным заседаниям, а по возможности и личное представительство на заседаниях судов. За первую половину месяца там были выиграны судебные процессы по исковым заявлениям о предоставлении жилых помещений А. Д. и А. З., а также по исковому заявлению О. П. по вопросу установления суммы алиментных обязательств.

По вопросу предоставления жилья были удовлетворены также исковые требования К. В. в Ивановском районном суде Ивановской области, Е. Н. в Железнодорожном районном суде г. Красноярска, Я. Ч. в Прикубанском районном суде г. Краснодара и С. Ш. в Закаменском районном суде Республики Бурятия. Во всех поименованных судебных процессах представитель Центра осуществлял консультирование и подготовку текста искового заявления и сопровождающих документов.

В Октябрьском районном суде города Иркутска удовлетворено исковое заявление И. А. о признании факта нахождения под родительским иждивением. В данном процессе представитель Центра также осуществлял консультирование и подготовку текста заявления.

И наконец в Сланцевском городском суде Ленинградской области Т. Т. отозвал свои исковые требования по нескольким судебным искам, подготовленным Центром. Несмотря на отказ от исков, считаем данный судебный процесс победным, так как в ходе суда ответчики фактически подтвердили, что не имеют претензий к истцу не будут требовать от него погашения задолженности по коммунальным платежам в виду его нахождения в учреждении для детей-сирот, таким образом, получен результат, полностью удовлетворяющий истца.


Новые друзья!

VEB_m_ru_pos-01

С радостью сообщаем о появлении у нашего фонда новых друзей – сотрудников Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»!

В настоящий момент, в рамках проводимых банком корпоративных мероприятий, осуществляется сбор денежных средств для покупки спортивных костюмов воспитанникам смоленского детского дома «Гнездышко».

О результатах настоящей акции на нашем сайте будет сообщено дополнительно.


Вступило в силу новое положение об обеспечении московских сирот жилыми помещениями

logo1

Обязательная к прочтению для детей-сирот и лиц из их числа г. Москвы статья Центра юридической помощи детям-сиротам.

В Москве утверждено и вступило в законную силу новое Постановление Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве» (далее — Постановление 2015 года), заменившее аналогичное постановление от 2 октября 2007 года № 854-ПП.

По своей структуре Постановление 2015 года существенно отличается от ранее действовавшего документа, что делает сравнительно-правовой анализ не столь необходимым. При этом следует отметить основные положения Постановления 2015 года, регулирующме как порядок включения сирот в региональный список на получение жилья, так и порядок непосредственного предоставления жилых помещений и контроля порядка исполнения условий договора найма.

Приложение 1 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты), подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее — Список). Формирование и ведение Списка осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы (п. 2), являющийся органом государственной власти, в который следует обращаться сиротам для включения в Список. В Список включаются сироты и лица из их числа, имеющие место жительство в г. Москве (под местом жительства следует понимать постоянную регистрацию в городе или доказанное в судебном порядке постоянное проживание по месту временной регистрации в городе Москве), или находящиеся в государственных организациях соцобслуживания г. Москвы, или помещенные под надзор в организации для детей-сирот в г. Москве (п. 3).

Согласно п. 4 Приложения 1 с заявлением о включении в Список должны обращаться законные представители сирот не позднее двух месяцев с даты достижения сиротой возраста 14 лет. Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства в г. Москве по месту нахождения личного дела сироты (п. 4.1). В случае если обстоятельства, необходимые для включения в Список возникли у сироты после достижения 14-летнего возраста, но до достижения совершеннолетия, законный представитель обязан осуществить обращение по вопросу включения в Список в течение месяца после возникновения данных обстоятельств (п. 5). Постановление 2015 года не предусматривает мер ответственности законных представителей сирот в случае пропуска ими установленного срока на обращение, а также в случае полного отсутствия обращения, а равно не содержит отсылок к региональному или федеральному законодательству. В свою очередь, данное деяние можно отнести к административному проступку в сответствии с положением ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних — административный штраф от 100 до 500 рублей).

Дети-сироты, получившие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа сирот в возрасте до 23 лет, не включенные в Список, но имеющие на то право, а также лица старше 23 лет, включенные до 2013 года в городской Список, но не получившие жилого помещения, вправе самостоятельно обращаться с заявлением для включения в новый Список в орган опеки и попечительства по месту регистрации (п. 6 Приложения 1). К заявлению прикрепляются следующие документы: свидетельство о рождении сироты; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность сироты; документ, потверждающий полномочия законного представителя; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий, что сирота не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; документы, подтверждающий невозможность проживания сироты в ранее занимаемом им жилом помещении, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является (п. 8). Не предоставляются повторно документы, имеющиеся в личном деле сироты. Поименованные документы предоставляются в форме оригиналов для заверения копий (п. 9). Срок рссмотрения заявления — 30 календарных дней (п. 10). В случае полноты и достаточности для влючения в Список предоставленных сведений они направляются в Департамент социальной защиты населения города Москвы, который принимает решение о включении в Список или отказе в течение 10 календарных дней с даты поступлени документов (п. 16).

В решении об отказе во включении в Список указывается причина отказа (п. 19 Приложения 1) и в случае изменения обстоятельств сироты и устранения причины отказа в возрасте до 23 лет возникает право на повторное обращение, влекущее за собой аналогичную процедуру рассмотрения заявления (п. 20). Решение о включении в Список в течение трех дней после его принятия направляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы в уполномоченную организацию, а той в течение трех дней после получения — заявителю (п.п. 21 и 22).

Основания для исключения из Списка определены п. 25 Приложения 1 и включают в себя случаи: предоставления жилого помещения; прекращения статуса сироты (усыновление, восстановление родителя (-ей) в родительских правах; изменения места жительства сироты при переезде в другой субъект РФ; прекращения гражданства РФ; смерти или объявления сироты умершим по решению суда;  появления у сироты или членов его семьи (родители, супруги, дети) жилого помещения на праве собственности или социального найма, проживание в котором для сироты не признано невозможным. Решение об исключении из Списка принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы и информация об этом должна быть доведена до сироты в порядке, аналогичном доведению до его сведения информации о включении в Список (п.п. 26-28).

Приложением 2 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются. Данный вопрос относится к сфере деятельности Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — Комиссия) (п. 2).

По вопросу невозможности проживания сироты в ранее занимаемых жилых помещениях в срок не позднее 6 месяцев до достижения сиротой возраста 14 лет в орган опеки и попечительства обращается законный представитель сироты (п. 5 Приложения 2), если невозможность проживания возникает после достижения 14 лет, но до достижения 18 — законные представители в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств (п. 6). Если невозможность проживания возникла в отношении сирот, приобретших полную дееспособность до 18 лет, или в отношении лиц из числа сирот в возарасте от 18 до 23 лет, а также в отношении лиц в возрасте старше 23 лет, в отношении которых законные представители ранее не обращались с соответствующими заявлениями — обращение осуществляется самостоятельно (п. 7). Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства по месту жительства сироты. При этом окончательное решение о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении принимается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий право пользования сиротой ранее занимаемым жилым помещением; жилищный документ с информацией о лицах, проживающих  этом жилом помещении; документ, одтверждающий невозможность проживания в жилом помещении (вступившее в законную силу решение суда о лишении родительских прав родителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления в отношении усыновителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией и состоит на учете в наркологическом диспансере, или справка, подтверждающая, что сирота страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что лица, проживающие на законных основаниях в жилом помещении, не являются членами семьи сироты, или вступившее в законную силу решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности лица, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, или документ, подтверждающий утрату сиротой жилого помещения за время пребывания на воспитании в семье или в организации для детей-сирот вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, сделок по отчуждению или обмену жилого помещения, или документ, выданный Росреестром, о наличии или отсутствии у сироты жилых помещений на праве собственности) (п. 9 Приложения 2). Поименованные документы предоставляются в форме простых копий, подлинность копий заверяется принимающими сотрудниками органа опеки и попечительства при сличении с оригиналами документов (п. 10). Срок проверки документов и подготовки проекта заключения Комиссии — 30 календарных дней (п.п. 11 и 16). Срок утверждения заключения Комиссией — 30 календарных дней (п. 17). Окончательное решение по итогам утверждения заключения Комиссией принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней (п. 20) и направляет текст решения в орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней (п. 21). Орган опеки и попечительства направляет ответ заявителю в течение 2 рабочих дней (п. 23).

Порядок предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Приложением 3 Постановления 2015 года. Вопрос о предоставлении рассматривается Комиссией (п. 1.2.). С заявлением в орган опеки и попечительства о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обращается в календарном году, предшествующем году достижения сиротой возраста 18 лет, законный представитель (п. 2.1.).

Положение п. 2.2. Приложения 3 устанавливает, что сироты вправе самостоятельно обращаться с заявлением о предоставлении жилого помещения по достижении совершеннолетия с указанием календарного года, когда жилое помещение должно быть им предоставлено. При этом нарушается один из основных постулатов новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, предполагающих обязанность государства предоставить жилое помещение по достижении 18 лет при наличии включения в Список. То есть лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве в случае их включения в Список после 18-летнего возраста в обязательном порядке будут ожидать предоставления жилого помещения в течение как минимум одного года. Это облегчает городским органам власти осуществить приобретение и предоставление жилого помещения сиротам, но не соответствует интересам самих сирот.

Весьма любопытным является положение п. 2.3. Приложения 3, согласно которому «Лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если их законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо уполномоченную организацию». Буквальное толкование данного положения предполагает, что в Москве будет осуществляться свободное обеспечение жильем «возрастных сирот», даже не обращавшихся ранее по вопросу включения в Список и предоставления жилого помещения. Будет ли это реализовываться на практике, покажет время.

Согласно п. 2.6. Приложения 3 к заявлению прикрепляются: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; решение Департамента социальной защиты населения города Москвы о включении сироты в Список; документ о месте фактического проживания сироты и жилищные документы о данном жилом помещении; выписка из ЕГРП о наличии или отсутствии зарегистрированных прав сироты на жилое помещение; акт обследования жилого помещения, занимаемого сиротой. Документы предоставляются в подлинниках (п. 2.8.). При подаче полного и надлежащим образом оформленного пакета документов до 30 апреля, орган опеки и попечительства до 1 июня текущего года направлят документы в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы (п. 2.10.). Поданные документы не позднее 1 сентября текущего года поступают на рассмотрение Комиссии (п. 3.1.) и рассматриваются не позднее 1 октября текущего года (п. 3.2.). Не позднее 1 декабря в Департамент городского имущества города Москвы инаправляется нформация о количестве жилых помещений, необходимых для предоставления сиротам, включенным в план обеспечения жилыми помещениями на очередной календарный год (п. 3.4.). Информация о движении документов сироты доводится в письменном порядке до органа опеки и попечительства и самого сироты (его законного представителя) после каждого последующего действия и принятого решения.

Выбор жилых помещений, перевод их в специализированный жилищный фонд и непосредственное предоставление сиротам осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (п. 4.1. Приложения 3). Сведения о предлагаемых жилых помещениях передаются в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней со дня получения протокола заседания Комиссии (п. 4.2.). При этом в обязательном порядке должна быть проверен факт отсутствия притязания на данное жилое помещение третьих лиц, помещения должны быть «благоустроенными применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы. Жилые помещения за выездом граждан предоставляются после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования». Уполномоченная организация Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней осуществляет осмотр предлагаемых вариантов (п. 4.3.). При положительном результате осмотра в течение 30 календарных дней осуществляется совместный осмотр с сиротой и в случае его согласия на предоставление данного жилого помещения подписывает с ними смотровой талон (п. 4.5.). В течение 40 календарных дней после подписания смотрового талона заключается договор найма специализированного жилого помещения между Департаментом городского имущества города Москвы и сиротой (п. 4.7.).

Приложением 4 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок. Информация о сиротах, срок действия договора найма специализированного жилого помещения с которыми заканчивается направляется в государственные организации социального обслуживания города Москвы по месту нахождения жилых помещений (п. 3). Не позднее 4 месяцев до дня окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения Управление соцзащиты населения города Москвы совместно с государственными организациями социального обслуживания города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы, а также иными заинтересованными организациями рассматривает вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (п. 5). К числу таких обстоятельств может относиться: неудовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни (отсутствие дохода, отрицательная соцальная среда, многократное нарушение условий договора, антиобщественное поведение и т.д.), длительная временная нетрудоспособность сироты (п. 6). Кроме того Усправление соцзащиты населения города Москвы готовит характеристику на сироту и составляет акт обследования жилого помещения (п. 7). Решение о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок принимается Комиссией и утверждается Департаментом городского имущества города Москвы (п.п. 9 и 10). Аналогично принимается решение об отсутствии необходимости повторного заключения договора найма специализированных жилых помещений и необходимости исключения соответствующих жилых помещений из специализированного жилищного фонда с последующим заключением с лицом из числа детей-сирот договора социального найма.

Приложением 5 к Постановлению от 2015 года утвержден Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 18 лет. Контроль осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения (п. 3), который должен пресекать несвоевременное внесение коммунальных и иных платежей, отчуждение жилых помещений и иные неблагоприятные для интересов сирот действия. Орган опеки и попечительства по месту нахождения сироты при наличии сведений о наличии у сироты прав на жилое помещение в другом районе города Москвы или в другом субъекте РФ направляет в соответствующие органы опеки и попечительства уведомления (п. 4). Решение об установлении контроля в отношении жилого помещения, принадлежащего на каком-либо праве сироте или члену семьи сироты направляется в Департамент городского имущества города Москвы, Росреестр, Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве, в организацию, осуществляющую деятельность по управлению многоквартирным домом, законным представителям сирот (п. 5). При отсутствии надлежащего оформления прав сирот на жилые помещения орган опеки и попечительства орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения осуществляет оформление или переоформление документов (п. 6). При обнаружении факта неправомерного отчуждения жилого помещения, на которое сирота имел какое-либо право, до фактического установления контроля за ним, орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества совместно с законными представителями сироты принимают меры для признания сделок по отчуждению или обмену жилых помещений недействительными, включая обжалование таких сделок в судебном порядке (п. 7). Законные представители при обнаружении неправомерных действий в отношении жилого помещения сироты обязаны незамедлительно сообщить в орган опеки и попечительства (п. 9). Органы опеки и попечительства за ненадлежащее выполнение контрольных полномочий в отношении жилья сирот несут ответственность (п. 11), при этом Постановление 2015 года не определяет меры ответствености и порядок их применения, фактически отсылая к региональнму и федеральному законодательству об административной ответственности.

В отдельных случаях сироты могут быть признаны малоимущими и быть освобождены от обязанности внесения платы за пользование жилым помещением. Приложение 6 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Данная функця осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы (п. 2). Основной признак малоимущего — наличие дохода меньшего или равного величине прожиточного минимума в городе Москве на душу населения, при этом на дату обращения у сироты должна отсутствовать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или иметься соглашение по ее погашению (п. 3). С заявлением подаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; договор найма специализированного жилого помещения; документ, подтверждающий доход заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо соглашение о погашении задолженности (п. 7). Документы предоставляются в подлинниках для заверения копий (п. 8). Срок рассмотрения заявления и принятия решения — 30 календарных дней (п. 10). Отсутствие у заявителя доходов без уважительной причины (уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, уход за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым членом семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, поиск работы через службу занятости, отпуск без сохранения заработной платы, инвалидность, прохождение стационарного лечения) является основанием для отказа в признании малоимущим (п.п. 11.5, 12). Решение управления соцзащиты населения города Москвы о признании сироты малоимущим действует в течение 180 дней (п. 15), срок может быть продлен при повторном прохождении процедуры. При этом изменение у сироты обстоятельств, позволяющее снять статус малоимущего, доводится до сведения управления соцзащиты населения городма Москвы в течение 3 рабочих дней (п. 17).


Судебная практика Забайкальского края

логотип 3

Встречаем аналитическую статью Центра юридической помощи детям-сиротам благотворительного фонда «Надежда на завтра».

В Забайкальском крае в первом из российских регионов высший региональный судебный орган подтвердил непосредственное действие положения действующей редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, обязывающей региональные власти осуществить предоставление жилого помещения сироте при наличии у него всех необходимых условий (достижение 18-летнего возраста, включение в региональный список сирот на получение жилого помещения) без ожидания своей «очереди». На отсутствие очередности в региональных списках указывает как поименованная статья федерального закона, так и Верховный суд РФ в своей практике. Однако до настоящего времени региональная  судебная практика ни в одном регионе не была сформирована в окончательном виде, принимались отдельные судебные решения районных судов в пользу сирот, удовлетворяя требования об ускорении процедуры предоставления жилых помещений лицам, включенным в региональный список. На практике это создает ситуацию двойного списка или «списка в списке»: внутри общего регионального списка формируется дополнительный список вступивших в законную силу судебных решений, которые исполняются в первую очередь, вперед основного регионального списка, исходя из даты принятия судебного решения.

Что изменило решение Забайкальского краевого суда для региональных сирот. Фактически оно подтвердило отсутствие очередности для сирот, включенных в список и указало региональным органам государственной власти (Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края) на необходимость предоставления квартир всем совершеннолетним сиротам, включенным в регионаьный список.

В интересах сирот Забайкальского края в суд обратилась региональная прокуратура еще в 2011 году. Решением Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 4 апреля 2012 года отказано в удовлетворении заявления, однако апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 13 июня 2012 года по гражданскому делу № 33-1737/2012 решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение, признавшее незаконным бездействие Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в неисполнении в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, у которых наступило право на обеспечение жильем. Также на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, у которых наступило право на обеспечение жильем.

В 2015 году Правительство Забайкальского края обращалось в Забайкальский краевой суд с заявлением о пересмотре апелляционного определения по новым обстоятельствам в виду существенного уменьшения расходов на социальные вопросы в поправках в Закон Забайкальского края «О бюджете края на 2015 год и плановый период 2016-2017 г.г.», принятых 15 июня 2015 года. Однако краевой суд не поддержал требования заявления и удовлетворил возражение краевого прокурора, оставив апелляционное определение от 13 июня 2012 года в силе.

Таким образом, до 31 декабря 2015 года все сироты Забайкальского края, включенные в список на получение жилых помещений, и достигшие совершеннолетия, должны быть обеспечены жилыми помещениями. На практике скорее всего обеспечение произойдет не для всех сирот, что повлечет за собой открытие исполнительного производства и принуждение краевых властей к исполнению судебного решения силами судебных приставов-исполнителей.

Дискуссионным является вопрос, применимо ли положение апелляционного определения Забайкальского краевого суда ко всем сиротам, достигшим совершеннолетия после 01 января 2013 года (то есть в отношении которых осуществляется включение в список по новым правилам — на предоставление жилого помещения по договору найма специализирвоанных жилых помещений). Фактически в тексте апелляционного определения говорится об обязанности краевого Правительства предоставить жилые помещения лицам, включенным в соответствующий региональный список, не имеющим закрепленных жилых помещений, по окончании пребывания в образовательных, медицинских учреждениях, местах лишения свободы или по окончании службы в Вооруженных Силах РФ. То есть указаны те основания для получения жилых помещений, которые существовали до 01 января 2013 года. Полагаем, что в виду изменений в законодательство с принятием поправок в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (Федеральный закон от 15 февраля 2012 года № 15-ФЗ) наличие закрепленного жилого помещения, прохождение учебы и т.д. не рассматриваются в качестве обстоятельств, препятствующих предоставлению сиротам, включенным в региональный список, жилых помещений. Соответственно апелляционное определение Забайкальского краевого суда может быть применено ко всем включенным в список сиротам, которым по состоянию на 31 декабря 2015 года исполнилось 18 лет.

Со ссылкой на апелляционное определение Забайкальского краевого суда все новые судебные процессы включенных в региональый список на получение жилья сирот, направленные на ускорение процедуры предоставления им жилья, будут выигрываться значительно проще, таким образом краевой суд создал в регионе прецедент.

К сожалению, упомянутое апелляционное определение не может быть применено по аналогии по отношению к другим регионам, однако на него допустима ссылка в исковых заявлениях по вопросам ускорения процедуры предоставления жилых помещений в других регионах страны, что может оказать косвенное воздействие на суд в процессе принятия им ршения по делу.

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» в настоящее время готовит обращения в региональные прокуратуры других субъектов РФ для формирования заявлений в судебные органы и принятия аналогичных судебных решений.


Августовские будни и каникулы

logo1

В августе Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» не уходил на каникулы и продолжал работать в обычном режиме.

Несмотря на общее уменьшение потока подписчиков группы в сети ВКонтакте, их количество за август перевалило отметку 2000 и на конец месяца составило 2030 человек, что на 93 больше, чем на начало месяца. Такого небольшого количества новых подписчиков не было за последний год.

При этом активность группы ничуть не уменьшилась и была на стабильно высоком уровне. Количество ответов на индивидуальные правовые вопросы в августе месяце составило 410, количество подготовленных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в интересах детей-сирот — 88. В августе было подготовлено 23 исковых заявления в интересах детей-сирот, что стало новым рекордом за все время работы Центра, прежний рекорд составлял 21 исковое заявление в течение месяца. Кроме того, в течение месяца было выиграно 13 судебных процессов в рамках работы Центра и общее количество выигранных судебных процессов составило 101. Маленький, но очень приятный юбилей в 100 победных судов!

Вкратце о судебных процессах, выигранных в августе. Очередные победы были завоеваны в Центральном районном суде г. Барнаула Алтайского края — в отношении ускорения процедуры предоставления жилого помещения Д. К., Д. Т., О. Д. и А. К. Во всех этих судебных процессах представителем Центра была осуществлена подготовка текста искового заявления и консультирование в ходе судебного процесса. В отдельных случаях представитель Центра осуществлял представительство на судебном заседании.

В Ленинском районном суде г. Новосибирска удовлетворено исковое заявление И. К. по вопросу компенсации причитающихся денежных средств по сиротскому статусу. Представитель Центра осуществил подготовку текста искового заявления и консультирование по ходу судебного процесса. Аналогичный процесс имел место и в Никулинском районном суде г. Москвы по исковому заявлению Н. П. Компенсации подлежало невыплаченное государственное обеспечение и выплаты за одежду, обувь, мягкий инвентарь и оборудование в связи с ликвидацией филиала образовательного учреждения. В данном процессе представитель Центра подготовил исковое заявление и осуществил представительство в заседаниях суда.

В Новоаршавинском районном суде Омской области удовлетворено исковое заявление С. Т. о выдаче паспорта в виду потери документов о сиротском статусе. Представитель Центра осуществил подготовку текста искового заявления.

В Москаленском районном суде Омской области удовлетворено заявление Т. Л. о признании матери безвестно отсутствующей, что требовалось для придания сиротского статуса и установлени платежей, связанных со статусом. В данном случае представитель Центра подготовил текст искового заявления и осуществил консультирование в ходе судебного процесса.

В Центральном районном суде г. Красноярска удовлетворены исковые требования О. Н., а в Ленинском районном суде г. Новосибирска — К. Б. Оба процесса были направлены на ускорение процедуры получения жилого помещения. И в обоих случаях Центр осуществлял подготовку текста искового заявления и консультирование во время судебного процесса.

В Волгоградском областном суде оставлено в силе решение в отношении искового заявления В. Ф., а в Пермском краевом суде — А. Ф. В обоих случаях дела пришли в Центр уже на стадии апелляционного производства, когда ответчики подали апелляционные жалобы. Представитель Центра составил тексты возражений на жалобы и разъяснил порядок действий, связанных с работой судов апелляционной инстанции. Так как в первой инстанции данные дела не велись нами, можем считать, что победа в апелляционной инстанции, одержанная при нашей поддержке, явяляется полноценной нашей победой (в иных случаях апелляционные, кассационные инстанции и иные возражения при подсчете выигранных судебных процессов не учитываем).

Никулинский районный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования Т. К. по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель Центра также осуществил подготовку текста искового заявления и консультирование по ходу судебного процесса.


Нас 2000!

logo1

С радостью сообщаем, что число подписчиков группы бесплатной юридической помощи Благотворительного фонда «Надежда на завтра» достигло 2000!

Несмотря на постоянно увеличивающееся число подписчиков, группа продолжает не только регулярно отвечать на вопросы, составлять иски в судебные органы и заявления  в органы власти, но и вносит мотивированные, конструктивные предложения по улучшению и модернизации законодательства Российской Федерации.

Надеемся, что наша деятельность в самое ближайшее время принесет ощутимые результаты.


Работы приняли!

IMG_1330

15 августа наш фонд принимал работы по устройству кровли в смоленском детском доме «Гнездышко». Качеством работ остались довольны как сотрудники нашего фонда, так и администрация учреждения. Очень хочется надеяться, что проблемы, связанные с периодическими протечками и заливами, остались позади!

За возможность реализовать данный проект хочется выразить отдельную благодарность членам попечительского совета нашего фонда Александру Кокорину, Александру Самедову, Денису Глушакову, нашим лучшим друзьям Владимиру Гранату и Алексею Владимировичу Григорьеву, а также всем футболистам ФК Спартак (Москва)!

На очереди строительство игровой площадки в Детской психиатрической больницы № 11.

О ходе и сроках выполнения работ на нашем сайте будет сообщено дополнительно.


В Дедовске

логотип 3

17 августа сотрудники нашего фонда посетили Дедовскую школу-интернат. Передав собранные вещи и осмотрев недавно построенные на территории учреждения спортивные объекты, мы пообещали в ближайшее время навестить ребят и провести с ними долгожданный футбольный матч.