Итоги июля.

logo1

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» продолжает рассказ о проделанной работе. В этот раз о результатах работы в июле 2015 года.
Количество подписчиков группы в социальной сети ВКонтакте увеличилось не столь существенно, как в предыдущие месяцы. Однако рубеж в 100 новых подписчиков мы все-таки преодолели и если бы не большое количество выходов из группы, возможно, что количество подписчиков увеличилось бы и на 200 человек. По итогам месяца количество подписчиков группы составило 1937 человек, увеличившись на 102.
Рекордов в прошедшем месяце достигнуто не было, но при этом по двум показателям общее количество совершенных действий за все время работы Центра достигло круглых цифр. Так количество индивидуальных ответов в порядке юридической консультации в июле составило 395 и за все время работы Центра мы перешагнули за 5000-ый рубеж. Количество обращений в органы государственной власти и местного самоуправления составило 99 и в общем исчислении достигла 1000. Также в течение месяца было подготовлено 12 исковых заявлений и одержаны победы в 9 судебных процессах в интересах детей-сирот.
На судебных победах необходимо дополнительно остановиться, перечислив все победы, имевшие место в июле 2015 года.

Очередные три победы по спорам, связанным с ускорением процедуры предоставления детям-сиротам жилых помещений были достигнуты в Центральном районном суде г. Барнаула. Удовлетворены исковые заявления Н.М., О.П. и А.Б. Во всех трех случаях представитель Фонда осуществлял подготовку текста искового заявления и консультирование по ходу судебного процесса.
Также далеко не первой стала победа в Центральном районном суде г. Омска по вопросу ускорения получения жилого помещения В.П. В этом случае представитель Фонда также подготовил текст иска и осуществлял консультирование.
Две победы были завоеваны в Центральном районном суде г. Тюмени. Удовлетворены исковые требования Б.Д. и И.Д. об ускорении процедуры предоставления жилого помещения. При этом представитель Фонда не просто осуществлял подготовку к делу, но и лично присутствовал на судебных заседаниях. И, как оказалось, не зря, так как в одном случае потребовался частичный отказ от исковых требований, а во втором — согласование с иным исковым заявлением, находящемся на рассмотрении в суде.
Также удовлетворены исковые заявления М.Б. в Пригородном районном суде Республики Северная Осетия – Алания и А.Л. в Советском районном суде г. Астрахани по вопросам ускорения процедуры предоставления жилого помещения. В отмеченных случаях представитель Фонда также осуществлял подготовку текста искового заявления и консультирование по ходу судебного процесса.
Последней в месяце стала победа в Калужском районном суде Калужской области по исковым требованиям М.М. о предоставлении компенсационных выплат. Исковое заявление было подготовлено и подано, но в ходе судебного процесса ответчик в полном объеме осуществил исполнение обязательства.


Правотворческие инициативы

логотип 3

Президент Благотворительного фонда «Надежда на завтра» и руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам Павел Денисов обратился с предложениями в комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросам семьи, женщин и детей и по труду, социальной политике и делам ветеранов. В обращениях предложено рассмотреть проблемы жилищного обеспечения детей-сирот по возвращении из армии, а также обязания органов опеки и попечительства или иных лиц уведомлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об имеющихся у них праве на получение жилого помещения.

В первом случае лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращающиеся со срочной службы в Вооруженных Силах РФ, в случае если они ранее были включены в список детей-сирот на получение жилого помещения или не были включены, но имеют право на включение в список, оказываются в заведомо неблагоприятных условиях. В отличие от детей-сирот, поступающих на учебы или идущих на работу, но не служащих в ВС РФ, и имеющих тем самым равномерно развивающиеся жизненные условия, сироты, служащие в ВС РФ, фактически вырываются из привычных жизненных обстоятельств, не могут защищать или реализовывать свои права, связанные с жилищным обеспечением. Возвращаясь со службы, они не имеют места работы и возможности найма жилого помещения на время ожидания предоставления жилого помещения государством, а равно места в общежитии от образовательного учреждения. Предлагается в обязательном порядке гарантировать данной категории лиц предоставлять по возвращении из ВС РФ жилые помещения маневренного фонда на основании срочного договора на один год. За данный срок предполагается, что лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет возможность обустроиться и организовать реализацию своих жилищных прав.

Проблема информирования детей-сирот и лиц из их числа о праве на жилищное обеспечение является одной из наиболее насущных проблем, с которыми сталкивается Центр юридической помощи детям-сирот в своей практической работе. В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях отсутствует обязанность какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления сообщать детям-сиротам о наличии у них права на получение жилого помещения и порядке реализации данного права. Имеющееся законодательное регулирование порождает ситуации с предоставлением недостоверной информации и замалчиванием информации о правах, сироты не успевают обратиться с соответствующим заявлением до достижения 23 лет, умножается количество судебных процессов, растет недоверие к органам государственной власти и местного самоуправления. Полагаем, что данная обязанность должна быть вменена органам опеки и попечительства.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во Владимирской области

logo5

Льготы и гарантии, предоставляемые при принятии ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью во Владимирской области не имеют ярко выраженной региональной специфики. Вцелом можно утверждать, что соответствующие выплаты и льготы схожи или абсолютно аналогичны подобным выплатам и льготам в подавляющем большинстве субъектов РФ и отличаются только суммами и отдельными нюансами.

Размер единовременной выплаты при усыновлении ребенка регулируется п. 15.2 ст. 7 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой пособие выплачивается одному из усыновителей за каждого принятого на усыновление ребенка в размере 13 039,00 руб.

Порядок осуществления единовременной выплаты регулируется постановлением Губернатора Владимирской области от 22 марта 2013 года № 329 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты единовременного пособия на ребенка, переданного на воспитание в семью граждан Российской Федерации (усыновление, удочерение)». Выплаты осуществляет Департамент образования Владимирской области (п. 2, п. 5 Порядка). Выплаты осуществляются при осуществлении обращения в течение шести месяцев с даты усыновления (п. 4 Порядка). Для осуществления выплат подается заявление, вступившее в законную силу судебного решения об установлении усыновления, свидетельство о рождении ребенка, паспорт заявителя, справка о составе семьи усыновителя, реквизиты банковского счета заявителя для перечисления денежных средств (п. 6 Порядка). Все поименованные документы представляются в оригиналах.

В отношении усыновленных лиц применимо положение ст. 15-17 Закона Владимирской области от 02 октября 2007 года № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области», согласно которым до достижения 16-летнего возраста или до окончания обучения в общеобразовательной организации, но не более чем до 18-летнего возраста на детей выплачивается пособие в размере 392,00 руб. в месяц. При усыновлении ребенка одиноким родителей размер пособия увеличивается на 100%. Для осуществления выплат один из усыновителей обязан ежегодно подавать в орган социальной защиты населения заявление, к которому прилагаются копия вступившего в законную силу судебного решения об установлении усыновления, копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта заявителя, справка о составе семьи усыновителя, реквизиты банковского счета заявителя для перечисления денежных средств.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размер денежных средств, предоставляемых опекунам, попечителям и приемным родителям ежемесячно на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, а также на культурно-массовые расходы и расходы на личные нужды определяется в зависимости от возраста ребенка. Для детей школьного возраста выплаты в первый и седьмой год составляют 7 932,00 руб., во второй и восьмой – 5 786,00 руб., в третий и девятый – 7 570,00 руб., в четвертый и десятый – 5 865,00 руб., в пятый и одиннадцатый – 7 610,00 руб., в шестой – 6 000,00 руб.  Для детей дошкольного возраста: в первый и шестой год обеспечения – 5 683,00 руб., в остальные годы – 5 581,00 руб. Размер выплат на детей-инвалидов увеличивается в полтора раза по сравнению с указанными суммами. При этом сумма выплат подлежит корректировке в связи с инфляционными процессами в порядке принятия изменений в соответствующий закон.

Порядок осуществления соответствующих выплат определен постановлением Губернатора Владимирской области от 19 сентября 2006 года № 638 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей), воспитывающегося в семье опекуна (попечителя), приемной семье на территории Владимирской области». Для получения выплат один из опекунов, попечителей или приемных родителей обязан обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства принятого на воспитание ребенка с заявлением. К заявлению прилагаются копия свидетельства о рождении ребенка, копии документов, подтверждающих статус ребенка (решения судов о лишении родительских прав, свидетельства о смерти родителей), справка с места жительства ребенка о совместном проживании с заявителем, справка о продолжении обучения (для ребенка старше 16 лет) (п. 3).

Также законодательно определен порядок осуществления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, зарегистрированы по месту жительства, для опекунов, попечителей и приемных родителей. Согласно п. 4 ст. 6 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размер компенсации составляет  2 371,00 руб. на одного подопечного ребенка, но не более чем 4 742,00 руб. на одно домовладение. Сумма выплат подлежит корректировке в связи с инфляционными процессами в порядке принятия изменений в соответствующий закон.

К усыновителям, опекунам и попечителям применимы положения регионального законодательства о многодетных семьях в случае если родных и усыновленных или принятых под опеку (попечительство) детей в совокупности становится более двух. Согласно п. 2 ст. 20 Закона Владимирской области от 02 октября 2007 года № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» такие семьи подлежат регистрации в органах социальной защиты населения. В соответствии с положением ст. 21 многодетные семьи получают следующие меры социальной поддержки: ежегодная денежная выплата в размере 1 566,00 руб. на приобретение школьной и спортивной формы для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;  ежемесячная денежная выплата в течение учебного года в размере 1 038,00 руб. на питание и проезд для детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях; ежемесячная денежная выплата в размере 101,00 руб. на приобретение лекарств для детей до 6 лет; скидка на оплату за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в дошкольных организациях, исходя из количества дней фактического посещения, в размере 327,00 руб. в месяц на каждого ребенка; компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления данных услуг), а проживающим в домах без центрального отопления — ежегодная компенсация за топливо в размере 2 265,00 руб.; компенсация расходов на оплату вывоза твердых и жидких бытовых отходов в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за вывоз твердых и жидких бытовых отходов; оплата в размере 50 процентов регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; бесплатное оказание детям до 18 лет всех видов медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Владимирской области; внеочередной прием детей в дошкольные образовательные организации с предоставлением льгот по оплате за присмотр и уход за детьми в соответствии с законодательством; первоочередное бесплатное обеспечение учащихся общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования комплектами учебников; бесплатное посещение один раз в месяц детьми государственных и муниципальных кинотеатров, театров, музеев, выставок, парков культуры и отдыха; бесплатное предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными учреждениями физкультуры и спорта; единовременная денежная выплата в размере 17 781,00 руб. при награждении орденом «Родительская слава» одному из награжденных родителей.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 30 декабря 1997 года № 70-ОЗ «О вознаграждении, причитающемся приемным родителям, патронатным воспитателям» размер вознаграждения приемным родителям определяется в соответствии с договором о приемной семье. П. 2 ст. 2 определяет, что одному приемному родителю выплачивается вознаграждение в размере 5 050,00 руб.; второму приемному родителю – 2 525,00 руб.; единственному приемному родителю при отсутствии второго – 7 575,00 руб. В соответствии с п. 4 ст. 2 дополнительное вознаграждение в размере 631,00 руб. в месяц выплачивается за каждого принятого в приемную семью ребенка-инвалида; ребенка, который по заключению медико-педагогической комиссии направлен для обучения во вспомогательную школу; шестого и последующего приемного ребенка. Также в соответствии с положением п. 5 ст. 2 размер вознаграждения увеличивается на 30% при принятии на воспитание ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии с положением п. 15 ст. 7 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на детей, передаваемых на воспитание в приемную семью на один год и более, единовременно выделяются средства на приобретение мебели на сумму до 6 977,00 руб. При пребывании ребенка в одной и  той же приемной семье 5 лет и более выплата осуществляется повторно. Также приложение № 4 Закона утвердило перечень предметов мебели, которыми обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при передаче в приемную семью сроком на один год и более: кровать (диван, кресло-кровать) – 1 шт., стол письменный (компьютерный стол) – 1 шт., стул – 1 шт. При передаче двух и более детей разрешается приобретение и предоставление им также шкафа для одежды или книжного шкафа.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Белгородской области

logo5

 

Нормативные правовые акты Белгородской области достаточно подробно регулируют вопрос предоставления льгот и социальных гарантий усыновителям, опекунам, попечителям и приемным роителям.

В региональном законодательстве установлены меры дополнительной поддержки усыновителей. Так согласно ст. 60 Закона Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области» единственный усыновитель или один из усыновителей ребенка имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме социальных выплат в виде пособия. Размер пособия составляет 50 % от суммы, выделяемой на месячное содержание ребенка в государственном детском доме на соответствующий год. Пособие выплачивается ежемесячно до достижения ребенком возраста 18 лет, а в отношении лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения — до достижения ими возраста 23 лет (п. 3 ст. 61). В настоящее время размер пособия составляет 8 500,00 руб. Для получения соответствующего пособия заинтересованное лицо вправе обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением, к которому прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия решения суда об установлении усыновления, справка о составе семьи, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В случае если количество усыновленных и родных детей достигает трех и более, семья получает статус многодетной и обладает правом на получение следующих льгот на основании заявления: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов от платы за коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг; бесплатный проезд на школьных автобусах, а также компенсация стоимости проезда на городском транспорте (кроме такси) и в автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ к месту учебы и обратно в порядке, установленном правительством Белгородской области; льготное питание для учащихся общеобразовательных организаций; компенсация расходов на приобретение школьной формы учащимся первых классов общеобразовательных организаций; бесплатное посещение один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; первоочередной прием детей в дошкольные образовательные организации; 50 процентов оплаты услуг связи за предоставление в постоянное пользование абонентской линии и за предоставление местного телефонного соединения, но не более чем 50 процентов платы за указанные услуги при абонентской системе оплаты (ст. 63, 65 Закона Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области»).

Размер единовременного пособия при любых формах принятия ребенка на воспитание в семью независимо от формы устройства составляет 13 500,00 руб. и выплачивается по письменному заявлению заинтересованного лица. Заявитель имеет право на обращение за получением данного пособия в течение 6 месяцев после принятия ребенка на воспитание в семью.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области» усыновители, опекуны и попечители имеют право на получение мер социальной защиты в случае если размер среднедушевого дохода в семье не превышает величины прожиточного минимума. Согласно п. 1 ст. 27 размер ежемесячного пособия на каждого ребенка составляет 240,00 руб. При воспитании детей одним родителем размер пособия на одного ребенка составляет 480,00 руб. в месяц (п. 2 ст. 27). При воспитании трех и более детей, в том числе родных, размер пособия на одного ребенка составляет 360,00 руб. (п. 2 ст. 27). Все перечисленные пособия подлежат ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Заинтересованное лицо обязано обратиться за получением пособия в любое время, при этом в ретроспективном порядке подлежит выплате денежная сумма за срок не более 6 месяцев (п. 3 ст. 27). Пособия выплачиваются до достижения воспитываемыми в семье детьми возраста 16 лет или при продолжении ими обучения в общеобразовательном учебном заведении – до конца обучения, но не более, чем до 18 лет (п. 4 ст. 27). Для получения пособия заинтересованное лицо должно подать в орган социальной защиты населения заявление с приложением копии паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка, копии решения суда об установлении усыновления или постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства), справки о составе семьи, справке о доходах семьи, реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств.

В соответствии с положением п. 1 ст. 38.1. Закона Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165 «Социальный кодекс Белгородской области» опекун, попечитель, приемный родитель имеет право на получение ежемесячного пособия на содержание каждого из детей, принятых на воспитание в семью. Размер пособия устанавливается ежегодно законом об областном бюджете на очередной финансовый год (п. 3 ст. 38.1). В настоящее время размер пособия составляет 5 900,00 руб. Для получения пособия заинтересованное лицо должно обратиться с заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства. К заявлению прикрепляются копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия постановления органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) или копия договора о создании приемной семьи, справка о составе семьи, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (п. 1 ст. 38.2). Допускается ретроспективная выплата пособия за весь период времени с даты возникновения права на его получение (п. 3 ст. 38.2).

Согласно ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 года № 124 «О приемной семье» «размер оплаты труда приемных родителей (родителя) и льготы, предоставляемые приемной семье, устанавливаются в зависимости от количества взятых на воспитание детей». При этом законодательством установлено минимальное количество детей для формирования приемной семьи — три ребенка. При принятии в семью 3-4 детей выплаты осуществляются одному из приемных родителей, а при принятии пяти и большего количества детей — каждому приемному родителю. Размер ежемесячного денежного вознаграждения, причитающегося приемным родителям составляет 4 911,00 руб. за каждого взятого на воспитание ребенка.

воспитании в семье не менее 8 детей, включая приемных, выплаты приемным родителям осуществляются в соответствии с Единой тарифной сеткой на уровне разрядов, предусмотренных для оплаты труда воспитателей детских домов Белгородской области.

При принятии на воспитание в приемную семью детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии за каждого такого ребенка приемному родителю осуществляется доплата в размере 50% минимальной заработной платы. Размер дополнительного ежемесячного пособия на содержание ребенка в приемной семье составляет 200,00 руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет и ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

Также приемные родители обладают правом на получение ежегодного очередного отпуска продолжительностью 42 календарных дня.

Согласно ст. 3 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 года № 124 «О приемной семье» приемным родителям, не имеющим необходимого жилого помещения, орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение по нормам соответствующего населенного пункта, исходя из количества всех членов семьи, включая родных и приемных детей. Данное право сохраняется за приемными родителями, воспитавшими не менее трех приемных детей, вышедшими на пенсию.

В соответствии с положением п. 1 ст. 4 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 года № 124 «О приемной семье» приемные родители имеют право на скидку за пользование коммунальными услугами, топливом, газом и телефоном в размере 50%.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Воронежской области

logo5

 

Региональное законодательство Воронежской области устанавливает довольно развернутый список льгот и социальных гарантий, предоставляемых усыновителям, опекунам, попечителям и приемным родителям, осуществляющим постоянное проживание на территории области.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» все граждане, нуждающиеся в получении социальной поддержки, должны быть внесены в специальный региональный регистр, ведение которого осуществляют службы социальной защиты населения. Внесение в регистр носит заявительный характер (п. 1 ст. 14).

В соответствии с положением п. 1 ст. 43.8 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» при усыновлении детей усыновители получают единовременную выплату в размере 20 000,00 руб. При усыновлении двух и более детей  одновременно единовременная выплата осуществляется за каждого усыновленного ребенка (п. 2 ст. 43.9). Право на выплату сохраняется в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (п. 1 ст. 43.9) при подаче соответствующего заявления.

Согласно п. 1 ст. 43.2 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» женщины, усыновившие третьего и каждого последующего ребенка (включая родных), а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего и каждого последующего ребенка, обладают правом на получение регионального материнского капитала. Право на получение капитала может быть реализовано не ранее чем по истечении двух лет со дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка (п. 7 ст. 43.2). Размер регионального материнского капитала составляет 100 000,00 руб. (п. 1 ст. 43.3) и подлежит ежегодной индексации законом о региональном бюджете исходя из прогнозируемого уровня инфляции (п. 2 ст. 43.3). Для получения капитала орган социальной защиты населения выдает специальные сертификаты (п. 1 ст. 43.4). Средства регионального материнского капитала могут быть потрачены полностью или частично только на улучшение жилищных условий на территории Воронежской области;
получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации, расположенной на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг; получение платных медицинских услуг ребенком (детьми) в медицинских организациях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих право на осуществление медицинской деятельности;
улучшение бытовых условий проживания в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и находящихся на территории Воронежской области (строительство внутридомовых инженерных систем газоснабжения, водоснабжения, канализации; подключение жилого дома к газораспределительным сетям, водопроводу, канализации; строительство газопровода-ввода; приобретение внутридомового газового оборудования) (п. 1 ст. 43.5).

Усыновители, опекуны, попечители наряду с кровными родителями имеют право на получение ежемесячного пособия на усыновленных или подопечных детей в связи с низким уровнем дохода, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в Воронежской области (п. 1 ст. 40 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»). Размер пособия составляет 220,00 руб. на каждого ребенка (п. 1 ст. 41) и подлежит ежегодной индексации законом о региональном бюджете исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Если ребенок усыновляется или передается под опеку (попечительство) одного лица, не имеющего семьи, размер пособия увеличивается вдвое (п. 2 ст. 41). Выплата осуществляется с даты подачи заявления, с правом получения выплат за предыдущие периоды времени, но не более чем за шесть месяцев (ст. 43).

В соответствии с положением ст. 45 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» малообеспеченная многодетная семья, в том числе семья, имеющая усыновленных детей, имеет право на дополнительные меры социальной поддержки. Меры поддержки включают в себя: денежную компенсацию в размере 30 % стоимости платы за пользование коммунальными услугами, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на территории Воронежской области; первоочередное обеспечение садово-огородными участками; предоставление льгот семьям, желающим организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, организацию в сфере малого бизнеса в соответствии с действующим законодательством; денежную выплату один раз в два года в размере 2 500,00 руб. на приобретение школьной формы для каждого обучающегося ребенка; компенсацию проезда учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к месту учебы и обратно во внутригородском, пригородном и внутрирайонном общественном транспорте (кроме такси) в размере 271,00 руб. на каждого учащегося; компенсацию питания учащихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в размере 342,00 руб. на каждого учащегося (ст. 46). Размер всех денежных выплат подлежит ежегодной индексации в соответствии с законом о региональном бюджете на основании прогнозируемого уровня инфляции.

Согласно ст. 59 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» усыновители трех и более детей после 01 января 2014 года имеют право на получение социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения на территории Воронежской области. Субсидии предоставляются в порядке очередности на основании специального списка (ст.ст. 62 и 63). Размер безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения определяется из расчета 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого человека и средней рыночной стоимости одного кв.м. общей площади жилья по Воронежской области (ст. 64).

При принятии детей-сирот на воспитание в семью в Воронежской области выплачивается единовременное пособие. Его размер составляет 12 854,23 руб. и подлежит ежегодной корректировке в соответствии с региональным законом о бюджете на основании прогнозируемых показателей инфляции.

Согласно ст. 2 Закона Воронежской области от 22 декабря 2005 года № 83-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов (попечителей)» размер пособия, выплачиваемого на нужды принятых под опеку или попечительство, составляет 4 000,00 руб. в месяц для опекунов (попечителей), проживающих в городах и 5 000,00 руб. для опекунов (попечителей), проживающих в сельской местности. Размер пособия подлежит ежегодной индексации законом об областном бюджете, исходя из прогнозируемого уровня инфляции. Для получения пособия один из опекунов (попечителей) подает в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление, к которому прикрепляются копия свидетельства о рождении подопечного ребенка; копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей; справка с места жительства подопечного ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем);  справка об обучении в образовательной организации подопечного ребенка старше 16 лет; копия решения об установлении над ребенком опеки (попечительства); справка органа, назначающего и выплачивающего в соответствии с законодательством Воронежской области ежемесячное пособие на ребенка, о прекращении выплаты пособия; реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (ст. 3). Допускается ретроспективная выплата пособия за все время с даты возникновения оснований на его получение до даты подачи заявления (п. 1 ст. 4). В отношении подопечных детей в возрасте от 16 до 18 лет, не продолжающих обучение и не трудоустроенных, для продолжения выплаты пособия необходимо предоставление медицинского заключения о невозможности трудоустройства по состоянию здоровья (п. 5 ст. 4).Опекун (попечитель) обязан сообщать орган опеки и попечительства о смене района проживания или банковских реквизитов для перечисления денежных средств (п. 2 ст. 7). Отмеченные выше положения Закона Воронежской области от 22 декабря 2005 года № 83-ОЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание подопечных детей в семьях опекунов (попечителей)» распространяются также на приемных родителей.

Дополнительно размер пособия на нужды приемных детей, выплачиваемого приемных родителям, подтвержден Постановлением Администрации Воронежской области от 27 октября 2006 года № 93-ОЗ «О приемной семье в Воронежской области» (п. 1 ст. 4). Вместе с тем, данный закон определяет и порядок выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю. Его размер составляет 4 330,00 руб. в городской местности и 5 066,00 руб. в сельской местности (п. 2 ст. 5). При принятии на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или больного ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 550,00 руб. в месяц на каждого ребенка с соответствующей характеристикой. За воспитание каждого ребенка в возрасте от 12 до 16 лет, принятого в семью из учреждения интернатного типа, размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 1 000,00 руб. в месяц. При наличии двух и более указанных оснований размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 1 100,00 руб. в месяц. Размер пособия подлежит ежегодной индексации законом об областном бюджете, исходя из прогнозируемого уровня инфляции (п. 3 ст. 5). Для получения вознаграждения заинтересованное лицо обязано подать заявление в орган опеки и попечительства по месту жительства, к которому прикрепляются копия свидетельства о рождении приемного ребенка; копия паспорта заявителя; справка с места жительства приемного ребенка о совместном его проживании с приемным родителем;  копия договора о приемной семье. Данное положение дополнительно регулируется ч. 28, 28.1 и 28.3 Закона Воронежской области от 05 декабря 2007 года № 151-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области».

Согласно п. 1 ст. 48 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» приемные родители обладают преимущественным правом на получение бесплатных путевок в санатории, профилактории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха для совместного отдыха и лечения с приемными детьми. Кроме того, на приемных родителей независимо от уровня их дохода распространяются все меры социальной поддержки, установленные для малообеспеченных семей и поименованные выше (п. 2 ст. 48).


На уровне

logo1

Июнь 2015 года прошел активно для Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра». И, несмотря на то, что ни по одному показателю не были достигнуты исторически максимальные показатели и только по количеству подготовленных исковых заявлений рекорд одного из прежних месяцев был повторен, общая тенденция непрекращающейся активности налицо.

Количество подписчиков группы Центра за месяц выросло не столь существенно, как за предыдущие месяцы, но все равно перевалило показатель в 100 новых членов с учетом лиц, вышедших из состава группы, и достигло показателя в 1835 человек.

За отчетный месяц было подготовлено 425 индивидуальных ответа на правовые вопросы с отношении статуса детей-сирот и лиц из их числа, а также порядка реализации их прав, 99 обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в интересах детей-сирот и лиц из их числа и 21 исковое заявление. С начала года количество обращений в органы государственной власти и местного самоуправления преодолело рубеж в 500 штук, а за все время работы Центра количество подготовленных исковых заявлений достигло 200 штук. Кроме того, в течение месяца было завершено в нашу пользу 9 судебных процессов.

Завершая информационный обзор итогов месяца, необходимо рассказать о тех судебных победах, которые произошли за последние две недели, с момента последнего информационного объявления о судах. За это время было выиграно 5 судебных процессов и общее количество судебных побед теперь составляет 79.

Первый из выигранных судов имел место в Усть-Вымском районном суде Республики Коми. В интересах Т. Д. было удовлетворено исковое заявление об установлении отцовства и обязании уплатить алименты. Это был первый наш опыт в подобного рода судебных процессах, не связанных напрямую со статусом сироты, но так как Истцом выступало лицо из числа детей-сирот, находящееся в тяжелой жизненной ситуации, мы оказали помощь: подготовили исковое заявление и осуществили консультационную помощь. В Сыктывкарском городском суде Республики Коми было выиграно два судебных процесса, по исковым заявлениям И. К. и А. П. об ускорении процедуры предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот. Представители Центра осуществили подготовку текстов исковых заявлений и консультирование по ходу судебного процесса. В том же суде было выиграно заседание по вопросу отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Д. Ф. квартиры. Несмотря на то, что данный вопрос является частным по отношении к общему судебному процессу и победы в отдельных вопросах и отдельных стадиях не отмечаются нами в качестве самостоятельных судебных побед, данную победу мы не можем пройти стороной, так как Центр вступил в судебный процесс только на стадии подачи заявления об отсрочке исполнения. В данном случае представителем Центра было подготовлено возражение, осуществлялась консультация по ходу подготовки к заседанию и представительство на самом судебном заседании. Также мировой судья Игринского районного суда Республики Удмуртия удовлетворил исковое заявление Е. З. о расторжении брака без раздела имущества. Е. З. является лицом из числа детей-сирот и обратилась в Центр с просьбой оказать помощь в сложившимся положении. Центр оказал такую помощь и подготовил текст искового заявления.


Провели лекцию для потенциальных усыновителей в «Радуге»

logo5

23 июня 2015 года руководитель Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» Павел Денисов провел очередную лекцию в Школе приемных родителей ГБУ ЦССВ «Радуга» г. Москвы. Встреча стала четвертой в рамках сотрудничества наших организаций по вопросам подготовки будущих усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей по юридическим вопросам их статуса и статуса детей, принимаемых на воспитание в семьи.

В ходе лекции были подняты вопросы статуса сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, форм семейного устройства и их отличий, порядка работы органов опеки и попечительства, порядка формирования и работы банка данных детей-сирот, льготы, а также стимулирующих выплат усыновителям, опекунам (попечителям) и приемным родителям. После лекции каждый из участников ШПР мог задать интересующие вопросы и поделиться своими проблемами в юридической части.

Следующая лекция в рамках работы Школы приемных родителей в ГБУ ЦССВ «Радуга» г. Москвы состоится в сентябре.


Вести с судебных фронтов

logo1

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» рад сообщить о новых судебных победах. Их четыре и они довели общее количество судебных побед до 74 (без учета рассмотрения дел в вышестоящих инстанциях, в которых положительные судебные решения в пользу сирот всегда остаются в силе). В этот раз все победы касаются вопроса ускорения предоставления жилых помещений лицам, ранее включенным в список на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Необходимо отметить, что данный вопрос является самым актуальным для большинства сирот и лиц из их числа. И если иные вопросы в той или иной степени могут решаться без судебного вмешательства —  посредством подачи обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, то ускорение предоставления квартир – исключительно судебная функция.

Очередные две победы были одержаны в Центральном районном суде г. Барнаула Алтайского края, в интересах Л. Б. и Л. П. В обоих случаях представитель Центра осуществил подготовку текста искового заявления, консультирование по ходу судебного процесса и представительство на судебных заседаниях. Первые победы пришли из Октябрьского районного суда г. Ижевска (по исковому заявлению Р. Ю.) и Октябрьского районного суда г. Ставрополя (по исковому заявлению М. М.). В обоих случаях представитель Центра осуществил подготовку текста искового заявления и консультирование по ходу судебного процесса.


Лето встретили!

IMG_2156

6 июня мужская часть нашего фонда в очередной раз с радостью навестила воспитанников смоленского детского дома «Гнездышко».

Данный визит практически полностью был посвящен спортивной тематике.

Началось все с футбольного матча, в котором все более совершенствующие свои навыки ребята показали замечательную игру, волю к победе и заслуженно победили!

Затем, вновь убедившись в плюсах строительства именно многофункциональных спортивных площадок, мы сыграли в волейбол. Здесь уже удача больше сопутствовала старшим, то есть нам.

Так сложилось, что ребята проведут в летнем оздоровительном лагере только две смены, поэтому совсем скоро нам представится очередная возможность для встречи!

 


Социальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Рязанской области

logo5

Предлагаем Вашему вниманию очередные статьи Центра юридической помощи детям-сиротам. Поговорим о Рязанской и Московской областях.

Количество мер социальной поддержки усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей в Рязанской области, а также их объем находятся на среднем уровне. В целом по региону не установлено каких-то дополнительных мер поддержки по сравнению с общефедеральными. Более того, суммы областных выплат относительно незначительны.

При любой форме принятия ребенка на воспитание в семью установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Размер пособия — 13 741,99 руб. Для его получения одно из лиц, принявших ребенка на воспитание должно подать в орган социальной защиты населения письменное заявление, к которому прикрепляется свидетельство о рождении принятого на воспитание ребенка и его копия; справка ЗАГС о рождении ребенка по форме № 24; справка с места работы второго родителя (если ребенка на воспитание принимают два супруга) о том, что он не получает данное пособие; заверенная выписка из трудовой книжки или иного документа о последнем месте работы принявшего ребенка лица; паспорта родителей и их копии с штампом регистрации по месту жительства на территории Рязанской области; подтверждение реквизитов банковского счета для перечисления денежных средств; постановление об установлении над ребенком опеки; копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении; договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами выплачивается органами социальной защиты населения. Размер выплат составляет 105 000,00 руб. Для получения выплат заинтересованное лицо должно подать соответствующее заявление, к которому прикрепляются копия свидетельства о рождении принятого на воспитание в семью ребенка; копия паспорта усыновителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Рязанской области; реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

Порядок осуществления ежемесячных выплат опекунам (попечителям) и приемным родителям  определяется Законом Рязанской области от 26 января 2007 года № 15-ОЗ «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств опекунам (попечителям) и приемным родителям на содержание детей». Согласно ст. 1 размер выплат на ребенка в возрасте до 6,5 лет составляет 6 000,00 руб., а на ребенка в возрасте от 6Ю5 до 18 лет — 7 200,00 руб. Размер выплат подлежит ежегодной корректировке в соответствии с прогнозными планами инфляции. Согласно Приложению к Закону для получения выплат заинтересованное лицо должно подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении выплат, к которому прикрепляются копия свидетельства о рождении принимаемого в семью ребенка; копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей; справка с места жительства о совместном проживании с опекуном (попечителем), приемным родителем; справка об обучении в образовательной организации в отношении ребенка старше 16 лет (п. 2). Также представляется документ с реквизитами банковского счета для перечисления денежных средств (п. 5). Если сирота в возрасте от 16 до 18 лет не проходит обучение и не трудоустроен, выплаты продолжаются при предоставлении справки об отсутствии возможности трудоустроиться, выдаваемой Центром занятости населения. Согласно п. 7 основания для прекращения выплат кроме естественных, связанных с истечением срока опеки (попечительства), приемной семьи включают в себя вступление несовершеннолетнего подопечного в брак. Согласно п. 10 выплаты могут носить ретроспективный характер, но срок, за который осуществляются выплаты ограничен одним годом. При переезде опекуна (попечителя) или приемного родителя с принятым на воспитание ребенком в границах Рязанской области, обязанность по осуществлению выплат передается в другой орган опеки и попечительства, а при переезде в другой субъект РФ – в соответствующий орган другого субъекта РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона Рязанской области от 15 декабря 2006 года № 176-оз «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям» за каждого переданного на воспитание в приемную семью ребенка выплачивается вознаграждение в размере 2 500,00 руб. Данная сумма может выплачиваться одному из приемных родителей или обоим в равных долях (п. 1). Размер выплат подлежит ежегодной корректировке в соответствии с инфляционным прогнозом (п. 2). При принятии на воспитание ребенка-инвалида, ребенка с отклонениями в развитии или ребенка в возрасте до трех лет размер выплат увеличивается на 20% (п. 3). В дополнение к ежемесячному вознаграждению приемная семья имеет право на ежегодную денежную выплату на приобретение игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров из расчета 50 процентов размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за каждого приемного ребенка; ежегодную денежную выплату на организацию отдыха приемной семьи из расчета 100 процентов размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за каждого приемного ребенка (ст. 3). Для получения соответствующих выплат приемный родитель должен обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением, к которому прикрепляются копия паспорта заявителя, копия договора о приемной семье, документ, подтверждающий совместное проживание приемного родителя и ребенка, свидетельство о рождении ребенка и реквизиты банковского счета для переведения денежных средств.

Кроме отмеченных мер социальной поддержки региональное законодательство предполагает ежемесячную компенсацию на коммунальные услуги для лиц, принявших детей на воспитание в семью. Размер компенсации составляет 30% платы за коммунальные услуги. Компенсация предоставляется при наличии в семье трех и более детей, включая как родных, так и принятых на воспитание.