Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Тульской области

logo5

Центр юридической помощи о льготах для усыновителей и опекунов в Тульской области.

На территории Тульской области действует законодательство, достаточно детально регулирующее выплаты и льготы в отношении усыновителей, опекунов (попечителей и приемных родителей. При этом сам состав льгот не является уникальным и повторяет обычную систему денежного стимулирования.

Выплаты усыновителям определяются Порядком, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 18 сентября 2006 года № 441 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты единовременного и ежемесячного пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей». Правом на получение пособия обладает один из усыновителей (удочерителей) в отношении каждого усыновленного ребенка (п. 2). Для получения выплаты заинтересованное лицо должно обратиться с письменным заявлением в территориальный орган социальной защиты населения, к которому прикладываются копия паспорта заявителя, копия свидетельства об усыновлении (удочерении), копия свидетельства о рождении ребенка, справка о совместном проживании усыновителя и усыновленного ребенка, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (п. 3). Обязательным условием осуществления региональных выплат является регистрация усыновителя по месту постоянного проживания на территории Тульской области. Допускается подача документов в электронной форме, в том числе посредством сети Интернет. Размер выплат устанавливается Законом Тульской области от 07 октября 2009 года № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка». Единовременное пособие при усыновлении (удочерении) первого ребенка выплачивается в размере 13 100,88 руб., а при усыновлении (удочерении) второго и каждого последующего – 43 000,00 руб. (ч. 1 и 2 п. 1 ст. 19). В случае усыновления (удочерения) ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подтвержденными заключением психолого-медико-педагогической комиссии, или ребенка-инвалида размер единовременного пособия составляет 50 000,00 руб. (ч. 3 п. 1 ст. 19). Размер ежемесячного пособия усыновителя – 3 454,90 руб. При усыновлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида размер ежемесячного пособия – 7 000,00 руб. (п. 2 ст. 19). Если ребенок на момент усыновления (удочерения) находился в государственном учреждении или под опекой (попечительством), выплаты ежемесячного вознаграждения осуществляются с месяца, следующего за вступлением в законную силу решения суда об установлении усыновления (удочерения) (п. 3 ст. 19). Размер вознаграждения усыновителям подлежит ежегодной корректировке исходя из прогнозируемого уровня инфляции, определяемого федеральным законом о бюджете на текущий календарный год (п. 4 ст. 19). Если лицо осуществляет усыновление (удочерение) не менее трех детей и при этом разница между датами вступления в законную силу решений судов об установлении усыновления (удочерения) в отношении первого и третьего ребенка составляет не более 180 календарных дней, такому усыновителю дополнительно положена единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (п. 6 ст. 19). Для определения размера выплаты количество членов семьи усыновителя умножается на социальную норму общей площади жилого помещения (18 кв.м.), из данного числа вычитается общая площадь имеющегося у усыновителя на праве собственности жилого помещения и эта разница умножается на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Тульской области. Необходимо отметить, что подобная практика не является уникальной для отдельных регионов РФ, уникальным является порядок определения размера единовременной компенсационной выплаты.

Размер денежных средств, выплачиваемых единовременно при установлении опеки (попечительства) или принятии ребенка в приемную семью, аналогичен названным выше выплатам в случае усыновления ребенка.

Порядок выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на содержание принятых на воспитание в семью детей установлен ст. 25 и 26 Закона Тульской области от 07 октября 2009 года № 1336-ЗТО «О защите прав ребенка». Выплата осуществляется органом социальной защиты населения по месту совместного проживания опекуна (попечителя) и подопечного, а в случае их раздельного проживания – по месту постановки опекуна на учет в качестве опекуна (п. 1 ст. 26). Для получения выплат опекун (попечитель) должен подать письменное заявление, к которому прикладываются справка о регистрации по месту жительства (или ее копия), реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, копия документа, подтверждающего личность (п. 3 ст. 26). Допускается подача документов в электронной форме, в том числе посредством сети Интернет. Выплаты приостанавливаются при зачислении подопечного ребенка в любое государственное или муниципальное учреждение на полное государственное обеспечение, на основании соответствующего решения территориального органа социальной защиты населения. При возврате ребенка на воспитание в семью опекуна (попечителя) выплаты возобновляются в полном объеме в случае подачи соответствующего заявления в органы социальной защиты населения (п. 4 ст. 26). Выплаты прекращаются в случае прекращения опеки (попечительства) или выбытия опекуна совместно с подопечным за пределы области (п. 5 ст. 26). Ретроспективное получение денежных средств на содержание подопечного ребенка возможно, но не более чем за один год, при этом если невыплата денежных средств связана с виной органов опеки и попечительства или органов социальной защиты населения, то возмещению подлежит вся сумма, независимо от периода просрочки (п. 8 ст. 26). При переезде опекуна (попечителя) совместно с подопечным ребенком в другой район в границах Тульской области выплаты продолжаются, при этом опекун в течение одного месяца после переезда обязан подать документы, подтверждающие факт переезда, в территориальный орган социальной защиты населения по новому месту жительства (п. 12 ст. 28). Размер ежемесячной выплаты опекуну (попечителю) или приемному родителю на содержание принятого на воспитание в семью ребенка зависит от количества принятых на воспитание в семью детей и их возраста. На каждого ребенка в возрасте до 7 лет размер выплат на содержание составляет 6 322,58 руб., на ребенка в возрасте от 7 до 11 лет – 8 438,26 руб., на ребенка в возрасте от 11 до 18 лет – 9 068,83 руб. (п. 3 ст. 25). Размер суммы ежемесячной компенсации опекунам (попечителям) подлежит ежегодной корректировке исходя из прогнозируемого уровня инфляции, определяемого федеральным законом о бюджете на текущий календарный год (п. 3 ст. 25)

Выплаты приемным родителям в области регулируются Законом Тульской области от 30 июня 2009 года № 1297-ЗТО «О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)». Размер выплаты зависит от количества принятых на воспитание детей и определяется условиями договора о приемной семье. Вознаграждение за каждого принятого ребенка независимо от его пола составляет 4 000,00 руб. в месяц (п. 2 ст. 1). Принятие в семью ребенка в возрасте до 3 лет вознаграждается дополнительными выплатами в размере 600,00 руб. в месяц (п. 3 ст. 1). Размер вознаграждения приемным родителям подлежит ежегодной корректировке исходя из прогнозируемого уровня инфляции, определяемого федеральным законом о бюджете на текущий календарный год (п. 4 ст. 1). Вознаграждение выплачивается одному из приемных родителей или обоим приемным родителям одновременно пропорционально по их заявлению (п. 5 ст. 1), при этом документом-основанием для осуществления выплат является договор о приемной семье.

Также региональным законодательством утверждена сумма денежной выплаты, получаемой опекунами (попечителями) или приемными родителями в качестве компенсации оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на принятых на воспитание детей. Регулируется данный вопрос Постановлением Администрации Тульской области от 12 ноября 2007 года № 562 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты на компенсацию оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях». Компенсация выплачивается органами социальной защиты населения в отношении жилого помещения, в котором у ребенка из числа детей-сирот имеется регистрация (п. 2). Для получения компенсации опекун (попечитель) или приемный родитель обязан обратиться с письменным заявлением, к которому прикладываются копия справки о совместном проживании, реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (п. 4). Допускается подача документов в электронной форме, в том числе посредством сети Интернет. Выплаты прекращаются с месяца, следующего за месяцем достижения подопечным ребенком совершеннолетия, или в случае прекращения регистрации подопечного совместно с опекуном (попечителем) или приемным родителем на территории Тульской области (п. 7 и 8). Расходование компенсации по целевому назначению контролируется Министерством труа и социальной защиты Тульской области под личной ответственностью опекунов (попечителей) и приемных родителей (п. 12 и 13). Размер компенсации составляет 800,00 руб. и подлежит ежегодной корректировке в соответствии с уровнем инфляции.


Судебные победы. +6

logo1

Рады сообщить о новых судебных победах Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра». С последней заметки о судах прошло около двух недель и за это время было завершено производство по шести делам, в которых мы принимали непосредственное участие.

Для начала необходимо отметить очередную серию судебных побед в Центральном районном суде г. Омска по вопросам ускорения получения жилых помещений. В этот раз таких побед было три. Удовлетворены исковые требования Е. С., А. П. и В. П. Представителем Центра была осуществлена подготовка текстов исковых заявлений, досудебное консультирование.

Также далеко не первая победа была одержана и в Вахитовском районном суде г. Казани. В этот раз — по исковому заявлению Н. К. об ускорении получения жилого помещения в г. Набережные Челны. Представителем Центра была осуществлена подготовка текста искового заявления и досудебное консультирование.

Первая победа пришла из Калужского районного суда г. Калуги, где удовлетворены исковые требования И. С. об ускорении процедуры получения жилого помещения как лицом из числа детей-сирот. Представитель Центра подготовил текст искового заявления, осуществлял досудебное консультирование, а также присутствовал на одном из судебных заседаний.

Также ранее не было в нашем активе судебных побед в Свердловской области. Здесь Ирбитским районным судом удовлетворено исковое заявление А. Р. О включении в список на получение жилого помещение. Ранее был получен отказ во включении Истца в список сирот на получение жилого помещения по причине неправильного расчета органами местного самоуправления общей площади жилого помещения по месту проживания Истца. Представителем Центра и здесь была осуществлена подготовка текста искового заявления и досудебное консультирование.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Ярославской области

logo5Новая статья Центра юридической помощи детям-сиротам о специальных правах приемных родителей и усыновителей. Сегодня поговорим о Ярославской области.
Региональное законодательство Ярославской области предполагает весьма развитую систему поддержки и стимулирования принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Особую роль в формировании механизмов дополнительных гарантий усыновителям, опекунам (попечителям) и приемным родителям играет специальный кодифицированный акт – Социальный кодекс Ярославской области.
Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» заменил большую часть ранее действовавших региональных нормативных правовых актов, гарантировавших дополнительные меры социальной поддержки различным категориям граждан.
Согласно п. 2 ст. 24 Социального кодекса Ярославской области усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители приравнены по статусу к кровным родителям и обладают аналогичными с ними правами как семьи, воспитывающие детей. При этом при определении состава семьи не учитываются дети, помещенные в организации социального обслуживания, или находящиеся на полном государственном обеспечении.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 77 Социального кодекса Ярославской области за принятие в семью усыновителю, опекуну (попечителю) или приемному родителю осуществляется единовременная выплата. Размер выплаты зависит от того, каким по счету станет данный ребенок в семье (при этом считаются также и родные дети). На первого ребенка размер выплаты составляет 4 258,00 руб., на второго – 5 677,00 руб., на третьего и каждого последующего – 7 096,00 руб. За выплатой в органы опеки и попечительства может обратиться один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в течение 6 месяцев с завершения процедуры документального оформления принятия ребенка на воспитание в семью (п. 3). К заявлению о выплате прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия документов, подтверждающих принятие ребенка в семью, копии документов на других детей, рожденных или принятых на воспитание в семью ранее.
Также Социальный кодекс Ярославской области предполагает формирование и выплату регионального семейного капитала – единовременной выплаты семьям, имеющим детей (ст. 77.1). Региональный семейный капитал назначается на третьего и каждого последующего рожденного (усыновленного) ребенка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребенка (п. 2). При этом учету для осуществления выплаты подлежат как родные, так и усыновленные дети. Не подлежат учету дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или усыновленные (удочеренные) лица, на момент усыновления (удочерения), являвшиеся пасынками или падчерицами данных лиц (п. 4). Размер регионального семейного капитала составляет 56 606,00 руб. (п. 1). Кроме семейных пар правом на получение регионального семейного капитала обладают мужчины, являющиеся единственными усыновителями, а также мужчины, являющиеся отцами-одиночками (п. 3). За выплатой вправе обращаться один из усыновителей в течение одного года с завершения процедуры документального оформления принятия ребенка на воспитание в семью (п. 6). К заявлению о выплате прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия решения суда об установлении усыновления, копии документов на других детей, рожденных или принятых на воспитание в семью ранее. Законом также установлен перечень оснований, при которых региональный семейный капитал не выплачивается (п. 7 и п. 8): если его получило по тем же основаниям другое лицо, если получатель или ребенок выехал на постоянное место жительство за пределы Ярославской области, если получатель умер или признан судом умершим, если у ребенка, на которого назначается региональный семейный капитал, отсутствует гражданство РФ, если получатель капитала лишен родительских прав или отменено установленное им усыновление, если получатель капитала лишается или ограничивается в дееспособности, если ребенок помещается в организацию социального обслуживания, передается под опеку (попечительство) или помещается на полное государственное обеспечение, если лицо, претендующее на получение капитала, совершает в отношении ребенка преступление против личности, если ребенок проживает отдельно от родителя.
Размер ежемесячной выплаты на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), также регулируется положениями Социального кодекса Ярославской области (ст. 81). Зависит он от количества принятых под опеку (попечительство) детей и их возраста. Так на каждого ребенка в возрасте до 7 лет выплаты составляют 7 037,00 руб., в возрасте от 7 до 12 лет – 8 403,00 руб., в возрасте от 12 до 18 лет – 9 250,00 руб. (п. 1). Не выплачиваются денежные средства на содержание в отношении детей, находящихся на полном государственном обеспечении, детей, находящихся в организациях социального обслуживания, а также детей, опекуны (попечители) которым назначены по заявлению их родителей (п. 3). Выплата может осуществляться на руки или посредством перевода на банковский счет заявителя (п. 4). За выплатой вправе обращаться один из опекунов (попечителей) или приемных родителей. Срок для подачи заявления законодательно не установлен. К заявлению о выплате прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия документов, подтверждающих принятие ребенка в семью, копии документов, подтверждающих факт совместного проживания заявителя и ребенка, находящегося под опекой (попечительством), реквизиты банковского счета для перевода денежных средств. Если ребенок, находившийся под опекой (попечительством), по достижении 18-летнего возраста, продолжает обучение в школе, пособие на его содержание продолжает выплачиваться до окончания им обучения в школе (п. 5), при этом дополнительно необходимо будет подать в орган опеки и попечительства справку из школы, подтверждающую продолжение обучения.
Дополнительные выплаты предусматриваются в случае принятия в семью ребенка-инвалида (ст. 89). Для принявшей семьи устанавливается дополнительная ежемесячная выплата в размере 2 000,00 руб. в случае совместного проживания лица, принявшего в семью ребенка-инвалида, и самого ребенка-инвалида (п. 1 и п. 2). Данное правило распространяется на усыновителей и опекунов (попечителей) детей-инвалидов, но не применимо в случае принятия ребенка-инвалида в приемную семью (ч. 3 п. 3). За выплатой в органы социальной защиты населения может обратиться один из усыновителей, опекунов (попечителей) в течение 6 месяцев с завершения процедуры документального оформления принятия ребенка на воспитание в семью (п. 4). К заявлению о выплате прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия документов, подтверждающих принятие ребенка в семью, копии документов, подтверждающих факт совместного проживания заявителя или ребенка, находящегося под опекой (попечительством), справка медико-социальной экспертизы об установлении статуса «ребенок-инвалид», реквизиты банковского счета для перевода денежных средств. Согласно п. 5 ст. 89 выплаты прекращаются по следующим основаниям: истечение срока действия справки медико-социальной экспертизы об установлении статуса инвалида; помещение ребенка на полное государственное обеспечение или в учреждение социальной защиты; передача ребенка в приемную семью; прекращение опеки или отмена усыновления; выезд получателя выплат и (или) ребенка-инвалида за пределы территории Ярославской области; смерть ребенка-инвалида. Отдельно законодатель оговаривает возможность распространения положений данной статьи кодекса на иностранных граждан, осуществляющих постоянное проживание на территории Ярославской области.
Дополнительные выплаты положены и усыновителям, являющимся инвалидами I и II группы. Но действуют данные правила только в том случае, если соответствующая степень инвалидности присутствует у обоих усыновителей или у единственного усыновителя (ст. 89.1). В отмеченном случае устанавливается дополнительная ежемесячная выплата в размере 2 000,00 руб. К заявлению в органы социальной защиты населения о выплате прикрепляется копия паспорта заявителя, копия свидетельства о рождении ребенка, копия решения суда об усыновлении ребенка, копии документов, подтверждающих факт совместного проживания заявителя и ребенка, справка, подтверждающая инвалидность усыновителя или обоих усыновителей, реквизиты банковского счета для перевода денежных средств. При этом если у родителей-инвалидов есть усыновленный ребенок-инвалид, на такого ребенка ежемесячная выплата не назначается (п. 3). Также необходимо отметить, что выплаты могут носить ретроспективный характер, но не более, чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращению за выплатами (п. 4).
Порядок выплаты вознаграждения приемной семье регулируется ст. 11-1 Закона Ярославской области от 09 ноября 2007 года № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству». Размер выплат зависит от количества принятых в приемную семью детей и их возраста. Выплата за каждого ребенка в возрасте до 12 лет составляет 7 200,00 руб. в месяц, в возрасте от 12 до 18 лет – 8 000,00 руб. в месяц (п. 2). При принятии в приемную семью третьего и каждого последующего ребенка размер вознаграждения увеличивается на 3 000,00 руб. за каждого принятого ребенка (ч. 1 п. 3). При принятии в приемную семью детей в возрасте до 3 лет, хронически больных детей или детей с ограниченными возможностями размер вознаграждения увеличивается на 3 000,00 руб. (ч. 2 п. 3).
Ст. 72 Социального кодекса Ярославской области определяет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В интересующей нас категории лиц соответствующим правом обладают приемные семьи (п. 3) и многодетные семьи (п. 2), в том числе в случае если один или большее количество детей в многодетной семье были приняты на воспитание в семью. Для обеих категорий размер компенсации составляет 30% платы за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления. Кроме того, многодетные семьи имеют право на компенсацию 30% платы за жилое помещение в пределах социальной нормы, а приемные семьи – на компенсацию 30% платы за вывоз бытовых и иных отходов.
Особо следует отметить внедренный в Ярославской области механизм поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выходу их из детских сиротских учреждений или приемных семей. Для них введена такая форма социальной защиты как социальная адаптация (ст. 11-2 Закона Ярославской области от 09 ноября 2007 года № 70-з «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству»). Для выпускников детских сиротских учреждений срок социальной адаптации может быть установлен до достижения ребенком возраста 23 лет (ч. 1 п. 1), а для детей из приемных семей – до окончания обучения в школе или поступления в ссузы и вузы (ч. 2 п. 1). Социальная адаптация осуществляется на основании трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, воспитанником и воспитателем (п. 2). При этом воспитатель должен соответствовать критериям, установленным действующим законодательством для опекунов (попечителей) (п. 3). Один социальный воспитатель может осуществлять социальную адаптацию в отношении не более чем 5 воспитанников одновременно (п. 3). В отношении выпускников детских сиротских учреждения размер вознаграждения воспитателю составляет 1 800,00 руб. в месяц за каждого воспитанника, а в отношении детей из приемных семей – в размере вознаграждения приемного родителя.


Есть 50 побед!!!

logo1

Очередные победы одержаны Центром юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра». Из-за большого количества судебных заседаний и чтобы не перегружать информационную ленту, мы приняли решение не сообщать о каждой отдельной судебной победе. Теперь информация о них группируется в блоки и сообщается два раза в месяц. В этот раз – 6 новых побед.

Три из них одержаны представителем Центра в г. Барнауле Алтайского края. Удовлетворены исковые требования Т.З., Д.Т. и Е.Б. Все три судебных процесса были направлены на ускорение процедуры получения жилого помещения лицами, ранее включенными в список детей-сирот на получение жилого помещения. Во всех трех процессах представитель Центра осуществлял подготовку искового заявления, консультирование по ходу судебного процесса и представительство на судебных заседаниях.
Очередные победы одержаны также в Вахитовском районном суде г. Казани (по исковому заявлению А.Ф.) и Центральном районном суде г. Омска (по исковому заявлению С.С.). В обоих случаях также требования были направлены на ускорение процедуры предоставления жилого помещения. Представитель Центра осуществил подготовку текста искового заявления и консультирование в процессе судопроизводства.
Наконец шестая победа была одержана в Кировском районном суде г. Иркутска. Дело С.А. стало первым, выигранным при нашей помощи в этом регионе. Надеемся на то, что в дальнейшем статистика будет только увеличиваться. Настоящий же судебный спор был все о том же ускорении предоставления жилого помещения, но был отягчен тем, что ни истец, ни представитель Центра не могли присутствовать на заседании. Несмотря на это был подано заявление о рассмотрении иска в отсутствии истца и его представителя и для победы хватило текста исковых требований.
С учетом перечисленных решений судов общее количество судебных побед, одержанных при поддержке участии Центра юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» достигло 51. Мы преодолели маленькую юбилейную отметку в 50 судебных побед!


Нас 1500!

10561flower-followers_1500-big.jpg

С радостью информируем, что число подписчиков группы бесплатной юридической помощи детям-сиротам (https://vk.com/club41245445) превысило 1500!
Примечательно, что это произошло в апреле – месяце, в котором группа празднует свой день рождения!


Итоги марта

.     logo1

.     Перед началом года Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» в программе работы на предстоящий год предполагал стабилизацию статистики работы с некоторым увеличением показателей в отдельные месяцы. На практике же рост, начавшийся с весны 2014 года и иногда принимающий лавинообразные размеры, так и не прекращается.
.     Поэтому очередные рекорды в марте 2015 года уже не удивляют. А март стал рекордным по всем показателям.
.     Количество подписчиков группы Центра достигло 1474 человек (рост на 165 человек). Количество ответов на частные правовые вопросы впервые превысило 400 и составило 402. Количество обращений в органы государственной власти и местного самоуправления впервые превысило сотню и составило 101. Было подготовлено 20 исковых заявлений. Также при помощи и поддержке Центра выиграно 11 судебных процессов и общее количество выигранных судебных споров составляет теперь 45.


Сотрудничество организаций для детей-сирот с НКО в г. Москве: актуальные изменения

Очередная познавательная статья Центра юридической помощи детям-сиротам. Будет особенно полезной для руководителей и ответственных работников сиротских учреждений столицы.
Вступил в силу новый приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы (далее – ДСЗН), определяющий порядок работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы с НКО и волонтерами (Приказ ДСЗН от 09 февраля 2015 года № 71 «Об утверждении Регламента взаимодействия организации для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями», далее – Приказ № 71). Данный приказ заменяет признанный недействующим Приказ ДСЗН от 02 апреля 2014 года № 376 «Об утверждении регламента взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями» (далее – Приказ № 376).
Приказ № 71, как и ранее Приказ № 376, содержит указание на то, что руководители организаций для детей-сирот обязаны «рассматривать взаимодействие с НКО как одно из обязательных условий (ранее – обязательное условие, Примечание Д.П.) проведения системной работы с воспитанниками Организации по развитию навыков самообслуживания, бытовых и социальных навыков, творческому развитию воспитанников, расширению их кругозора и оказанию психологической поддержки» (п. 3.1.). Приказ № 71 корректирует это положение, предполагая дополнительные возможности сотрудничества организаций для детей-сирот и НКО «с участием в реализации программ индивидуально-профилактической работы с семьями с детьми».
Также руководителям организаций для детей-сирот предписывается «содействовать развитию практики благотворительной деятельности НКО» (п. 3.2. Приказа № 71 и Приказа № 376) и «привлекать НКО для осуществления работы волонтеров во всех отделениях и группах организации для детей-сирот» (п. 3.3 Приказа № 71 и Приказа № 376).
В понятийный аппарат (ч. 1 Приложения № 1 «Регламент взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями») внесено одно существенное изменение. Расширено определение понятия «Добровольцы» (п. 1.3.). Вводится в оборот дополнительное понятие «волонтеры», идентичное понятию «добровольцы». Также дополнительно определяется, что добровольцы (волонтеры) могут осуществлять свою деятельность как в индивидуальном порядке, так и объединившись с образованием или без образования организации. Таким образом, детализируется определение субъектов добровольческой деятельности и снимаются отдельные возможности ограничения доступа добровольцев в организации для детей-сирот, например, со ссылкой на действие добровольца в одиночку или группы добровольцев без формирования организации. Кроме того, в Приказе № 71 указывается на то, что добровольцы (волонтеры) могу осуществлять безвозмездное выполнение работ и оказание социальной помощи (ранее – работы и услуги). В данном случае изменение терминологии связано в первую очередь с введением в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приведением региональных актов в соответствии с терминологией, утвержденной на федеральном уровне. Существенных нововведений данное изменение не предполагает.
Приказ № 71 устанавливает дополнительные нормативные правовые акты, являющиеся основой формирования Регламента (п. 2.2. Приложения № 1) — Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Если второй из законов является новым и его включение обусловлено принятием и вступлением в законную силу после подписания Приказа № 376, то невключение в изначальный текст Приказа № 376 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вызывает недоумение. При этом указание данных актов в качестве документов-оснований по сути не влияет на содержательную часть Регламента.
Внесены изменения в отдельные задачи взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО. В частности в новой редакции п. 3.2.4. Регламента (Приложение № 1 Приказа № 71) в качестве одной из целей взаимодействия указана «Организация эффективной и комплексной медицинской, социальной, психологической, педагогической и профилактической, духовно-нравственной помощи воспитанникам», в то время, как в прежней редакции говорилось не об организации, а об оказании соответствующей помощи. Данное нововведение напрямую связано с вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и на практике предполагает разделение функций. Организация для детей-сирот совместно с НКО обеспечивают оказание поименованных видов помощи, в то время как саму помощь оказывают специализированные организации и службы. Полагаем, что нововведение призвано закрепить существующий порядок и способствовать разделению обязанностей и выполнению отдельных функций именно специализированными организациями.
Их числа принципов взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО исключен принцип соблюдения моральных, культурных и этических ценностей (п. 4.5. Приложения № 1 к Приказу № 376). Объяснить исключение данного принципа не представляется возможным. Полагаем, что на практике соблюдение моральных, культурных и этических ценностей во взаимодействии организаций для детей-сирот и НКО сохранится в полном объеме и отсутствие поименованного принципа в тексте нового приказа не изменит порядка осуществления взаимодействия.
Наибольшие изменения внесены в порядок взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО (ч. 5 Регламента, Приложение № 1).
Увеличен срок рассмотрения обращения НКО о взаимодействии (п. 5.3. Приложения № 1). Ранее он составлял 10 рабочих дней, в настоящее время – 20 рабочих дней. Также предполагается двойная система одобрения: сначала предложение о взаимодействии одобряется самой организацией для детей-сирот, затем организация для детей-сирот направляет ходатайство о согласовании предложения по оказанию благотворительной помощи в ДСЗН. Ранее согласование не предполагалось и соглашение о взаимодействии заключалось в упрощенном порядке. Дополнительное согласование может рассматриваться в качестве новой формы контроля как деятельности НКО, так и самих организаций для детей-сирот, что может быть рассмотрено как дополнительная гарантия защиты законных интересов детей-сирот. Вместе с тем, усложнение бюрократической процедуры может иметь и негативные последствия: ограничения прав «неугодных» НКО, замедление процедуры оказания точечной срочной помощи со стороны НКО, формальное отношение ДСЗН к поступающим ходатайствам без знания обстоятельств конкретных случаев, порождающее формализм решений. ДСЗН рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней и направляет согласование или отказ от согласования. Таким образом, сроки рассмотрения обращения НКО увеличены как минимум в три раза (при этом не учитывается срок доставки ответов и возможная просрочка ответа на том или ином этапе). Дополнительно продлен срок подписания соглашения: 14 дней с даты одобрения предложение (п. 5.5. Приложения № 1). Ранее срок составлял 10 дней. Упразднена закрепленная ранее возможность сторонам соглашения о сотрудничестве изменять или дополнять условия соглашения.
Одновременно с тем упростился доступ добровольцев (волонтеров) к работе с детьми в организациях для детей-сирот по медицинским показателям (п. 5.8. Приложения № 1). Так для добровольцев (волонтеров), участвующих в уходе за воспитанниками (осуществляющих помощь в кормлении, регулярных гигиенических процедурах и т.п.) из списка обязательных медицинских обследований исключены: однократный посев из зева, носа на дифтерию и однократный анализ крови на брюшной тиф (п. 5.8.1. Приказа № 71. П. 5.8.2. Приказа № 376). По новым правилам добровольцы (волонтеры), участвующие в регулярном проведении занятий с детьми, прогулках и подобной досугово-развлекательной деятельности проходят исключительно осмотр у терапевта, подтверждающийся «Справкой о санитарно-эпидемиологическом окружении» (п. 5.8.2. Приложения № 1), в то время как ранее требовались дополнительные анализы крови, флюорографическое обследование и сдача посева. Для добровольцев (волонтеров), участвующих в разовых мероприятиях и акциях на нерегулярной основе медицинское обследование не требуется (п. 5.8.3. Приложения № 1). Кроме того, упразднен один из абзацев п. 5.8.3. Приложения № 1 Приказа № 376, устанавливавший требование об обязательной психологической диагностике и психологическом сопровождении деятельности добровольцев со стороны НКО. Вместо этого НКО обязано проводить анкетирование добровольцев (волонтеров) и собеседование с ними, а психологическая диагностика и сопровождение теперь производятся по необходимости (п. 5.9. Приложения № 1). Таким образом, все требования по медицинскому обследованию подверглись корректировке в сторону упрощения и новые требования предполагают облегченный доступ представителей НКО к общению с детьми в организациях для детей-сирот.

Рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве утверждена Приложением № 2 к Приказу № 71 (ранее – Приложение № 2 к Приказу № 376). В п. 1.2. Соглашения введен дополнительный подпункт относительно целей сотрудничества: «творческое развитие воспитанников Организации, расширение кругозора и оказание психологической поддержки семьям с детьми, состоящим на обслуживании в Организации». Полагаем, что данный подпункт отражает те виды деятельности, которые и так очень часто осуществляются в рамках сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот и не включение его в текст Соглашения в предыдущей редакции вызывало недоумение.

В правах НКО (п. 2.1.1. Приложения №2) появился один новый пункт, согласно которому НКО имеет право «проводить с семьями с детьми, состоящими на обслуживании в Организации, мероприятия социального и профилактического характера». Данный пункт не затрагивает интересы детей-сирот и касается семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получающих социальную помощь в организациях для детей-сирот. Введение этого положения объясняется вступлением в законную силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, ряд действий, ранее выполнявшихся НКО в рамках соглашения о сотрудничестве, более не выполняются. Так представители НКО более не могут «оказывать воспитанникам социальные, в том числе реабилитационные услуги» (данную деятельность должны осуществлять специализированные организации, а представители НКО могут исключительно ей содействовать); «оказывать содействие повышению квалификации и профессиональной подготовки сотрудников организаций для детей-сирот, в том числе организации для них обучения, практик и стажировок». Объяснить запрет на помощь в повышении квалификации не представляется возможным, видимо ДСЗН предполагает, что сотрудники организаций для детей-сирот априори являются подготовленными лучше, нежели представители НКО и имеют полный набор знаний и умений в соответствии со всеми требованиями науки и практики, что по сути является неверным предположением.

Из прав и обязанностей организаций для детей-сирот (п.2.2.1. Приложения № 2) исчез подпункт, определяющий, что организация для детей-сирот предоставляет помещение для принятия сотрудниками НКО обеда. Видимо в ДСЗН считают, что принятие пищи сотрудниками НКО на территории организации для детей-сирот недопустимо и нарушает права и законные интересы воспитанников, соответственно представители НКО должны голодать или питаться за забором. Хорошо еще, что данное положение не было включено в текст Регламента в качестве прямого указания с одновременным запретом содействия в приеме пищи добровольцами (волонтерами). Также из текста Соглашения было удалено положение о том, что организация для детей-сирот допускает к работе с воспитанниками специалистов, работников и добровольцев НКО только по письменному представлению НКО (п. 2.2.4. Приложения № 2 к Приказу № 376), что является положительным, так как не всегда возможно и не всегда требуется согласование списков лиц, участвующих в том или ином мероприятии, и новая редакция проекта Соглашения снимает дополнительную бюрократическую нагрузку и делает оказание практической помощи немного проще.

Таким образом, новый режим сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот в г. Москве довольно близко повторяет те правила, которые существовали ранее. Из нововведений особо необходимо отметить дополнительную бюрократическую процедуру при согласовании вопроса о заключении соглашения и увеличение сроков согласования, что не может быть рассмотрено в качестве положительного явления. С другой стороны облегчен допуск добровольцев (волонтеров) к работе с детьми-сиротами по медицинским показателям. Изменение же целей сотрудничества и отдельных форм сотрудничества имеет в большей степени технический характер, так как связано с внесением изменений в действующее законодательство и корректировкой терминологической базы и предполагает приведение существующей практики в соответствие с требованиями нового законодательства.
При этом все соглашения организаций для детей-сирот г. Москвы и НКО, подписанные до принятия Приказа № 71 и вступления его в силу, продолжают действовать и корректировке не подлежат.


Специальные льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Смоленской области

В связи с недавним появлением специального направления юридической помощи усыновителям и опекунам в структуре Центра юридической помощи детям-сиротам нашего фонда начинаем публикование материалов о правах и льготах данных категорий лиц в различных субъектах Российской Федерации. Начинаем со Смоленской области.
В Смоленской области дополнительное стимулирование опекунов (попечителей) и приемных родителей развито крайне слабо. В действующем региональном законодательстве отсутствуют положения, устанавливающие специальные меры поддержки за исключением установленных на федеральном уроне. Более того действовавшее ранее в области законодательство о патронатном воспитании и соответствующих льготах приемным родителям, было отменено в 2014 году как не пользующееся популярностью на территории региона. При этом федеральное законодательство предусматривает возможность устройства детей в приемные семьи. Как это сочетается отсутствием региональных правовых норм и фактическим отказом региона работать с приемными родителями – сказать трудно.
Размер единовременного денежного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью составляет в Смоленской области 12 405,32 руб. и выплачивается за каждого принятого ребенка одному из родителей. Для получения соответствующей выплата необходимо обратиться с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, принимающего ребенка в семью. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании принимающим лицом; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия или решение суда об установлении усыновления – заверенная судом копия с отметкой о вступлении в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 2 областного закона Смоленской области от 22 июня 2006 года № 61-з «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на территории Смоленской области» опекунам (попечителям) выплачиваются ежемесячно денежные средства на содержание детей в размере 6 000,00 руб. на каждого принятого на воспитание в семью ребенка. Согласно п. 2 ст. 2 размер выплат подлежит ежегодной индексации, исходя из предполагаемого уровня инфляции. Порядок индексации выплачиваемой суммы определяется Администрацией Смоленской области. Для получения соответствующих выплат один из опекунов обращается с письменным заявлением в орган опеки и попечительства по месту жительства. К заявлению прикладываются паспорт заявителя; свидетельство о рождении принимаемого в семью ребенка и его копия; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном (попечителем); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и его копия; документы, подтверждающие основания установления опеки (попечительства), и их копии. Решение о ежемесячных выплатах должно быть принято в течение 15 дней с даты подачи заявления (п. 4 ст. 4). Если заявитель обратился за выплатами в течение года после установления опеки (попечительства), то возмещаются денежные средства с даты установления опеки (п. 6 ст. 4) и в любом случае возмещению подлежат только невыплаченные денежные средства за период не более одного года (п. 1 ст. 7). Если невыплата денежных средств происходит по вине органа государственной власти или местного самоуправления, но не по вине опекуна (попечителя), то возмещению подлежит вся невыплаченная сумма, независимо от периода просрочки (п. 2 ст. 7). Любопытным является тот факт, что положения закона не распространяются на приемных родителей, то есть по сути тех же опекунов, только осуществляющих свою деятельность на возмездной основе. При этом принятие ребенка в приемную семью рассматривается ст. 6 Закона в качестве основания для прекращения соответствующих выплат. Таким образом, законодательство о ежемесячных выплатах опекунам (попечителям) имеет строго ограниченный характер действия.
Согласно Постановлению Администрации Смоленской области от 09 февраля 2005 года № 21 «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях)» размер соответствующей материальной помощи варьируется в зависимости от личных обстоятельств заявителя (п. 3), но при этом помощь предоставляется не чаще одного раза в год (п. 4). Заявление о предоставлении материальной помощи подается в сектор социальных выплат, приема и обработки информации СОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации» (по месту жительства гражданина или в МФЦ по месту жительства гражданина) (п. 5). К заявлению прикрепляются документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия законного представителя заявителя, и его копия; справка о доходах заявителя и членов его семьи; трудовая книжка заявителя и ее копия; документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя гражданина (его опекуна, попечителя, другого законного представителя) в банке или иной кредитной организации, и его копия; справка с места жительства гражданина о совместно проживающих лицах; справка медико-социальной экспертизы и ее копию (при наличии инвалидности); документ, подтверждающий трудную жизненную ситуацию (в случае наличия трудной жизненной ситуации), и его копия (п. 6). Решение о предоставлении материальной помощи принимается Департаментом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 13).


И вновь продолжается бой…..

Рады сообщить о новых победах, одержанных нами или при нашей поддержке. Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» довел послужной список своих судебных побед до 45.

Две из четырех побед были одержаны в Центральном районном суде г. Омска, где количество выигранных при нашей помощи судебных дел стремительно приближается к 10. Удовлетворены исковые заявления А. С. и В. Д. об ускорении процедуры предоставления им жилого помещения как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центр подготовил в обоих случаях исковые заявления и проводил консультативную работу в процессе подготовки дела к судебному разбирательству и по ходу суда. Читать далее →


Право детей-сирот на включение в список на получение жилого помещения

Логотип

Предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты), регулируется положением ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ), а также аналогичными законами соответствующих субъектов РФ. Региональные законы не могут противоречить федеральным требованиям, но могут их дополнять  специальными региональными требованиями и условиями. Поэтому для определения порядка и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам в первую очередь необходимо знать требования федерального законодательства. Читать далее →