Вступило в силу новое положение об обеспечении московских сирот жилыми помещениями

logo1

Обязательная к прочтению для детей-сирот и лиц из их числа г. Москвы статья Центра юридической помощи детям-сиротам.

В Москве утверждено и вступило в законную силу новое Постановление Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве» (далее — Постановление 2015 года), заменившее аналогичное постановление от 2 октября 2007 года № 854-ПП.

По своей структуре Постановление 2015 года существенно отличается от ранее действовавшего документа, что делает сравнительно-правовой анализ не столь необходимым. При этом следует отметить основные положения Постановления 2015 года, регулирующме как порядок включения сирот в региональный список на получение жилья, так и порядок непосредственного предоставления жилых помещений и контроля порядка исполнения условий договора найма.

Приложение 1 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты), подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее — Список). Формирование и ведение Списка осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы (п. 2), являющийся органом государственной власти, в который следует обращаться сиротам для включения в Список. В Список включаются сироты и лица из их числа, имеющие место жительство в г. Москве (под местом жительства следует понимать постоянную регистрацию в городе или доказанное в судебном порядке постоянное проживание по месту временной регистрации в городе Москве), или находящиеся в государственных организациях соцобслуживания г. Москвы, или помещенные под надзор в организации для детей-сирот в г. Москве (п. 3).

Согласно п. 4 Приложения 1 с заявлением о включении в Список должны обращаться законные представители сирот не позднее двух месяцев с даты достижения сиротой возраста 14 лет. Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства в г. Москве по месту нахождения личного дела сироты (п. 4.1). В случае если обстоятельства, необходимые для включения в Список возникли у сироты после достижения 14-летнего возраста, но до достижения совершеннолетия, законный представитель обязан осуществить обращение по вопросу включения в Список в течение месяца после возникновения данных обстоятельств (п. 5). Постановление 2015 года не предусматривает мер ответственности законных представителей сирот в случае пропуска ими установленного срока на обращение, а также в случае полного отсутствия обращения, а равно не содержит отсылок к региональному или федеральному законодательству. В свою очередь, данное деяние можно отнести к административному проступку в сответствии с положением ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних — административный штраф от 100 до 500 рублей).

Дети-сироты, получившие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа сирот в возрасте до 23 лет, не включенные в Список, но имеющие на то право, а также лица старше 23 лет, включенные до 2013 года в городской Список, но не получившие жилого помещения, вправе самостоятельно обращаться с заявлением для включения в новый Список в орган опеки и попечительства по месту регистрации (п. 6 Приложения 1). К заявлению прикрепляются следующие документы: свидетельство о рождении сироты; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность сироты; документ, потверждающий полномочия законного представителя; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий, что сирота не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; документы, подтверждающий невозможность проживания сироты в ранее занимаемом им жилом помещении, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является (п. 8). Не предоставляются повторно документы, имеющиеся в личном деле сироты. Поименованные документы предоставляются в форме оригиналов для заверения копий (п. 9). Срок рссмотрения заявления — 30 календарных дней (п. 10). В случае полноты и достаточности для влючения в Список предоставленных сведений они направляются в Департамент социальной защиты населения города Москвы, который принимает решение о включении в Список или отказе в течение 10 календарных дней с даты поступлени документов (п. 16).

В решении об отказе во включении в Список указывается причина отказа (п. 19 Приложения 1) и в случае изменения обстоятельств сироты и устранения причины отказа в возрасте до 23 лет возникает право на повторное обращение, влекущее за собой аналогичную процедуру рассмотрения заявления (п. 20). Решение о включении в Список в течение трех дней после его принятия направляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы в уполномоченную организацию, а той в течение трех дней после получения — заявителю (п.п. 21 и 22).

Основания для исключения из Списка определены п. 25 Приложения 1 и включают в себя случаи: предоставления жилого помещения; прекращения статуса сироты (усыновление, восстановление родителя (-ей) в родительских правах; изменения места жительства сироты при переезде в другой субъект РФ; прекращения гражданства РФ; смерти или объявления сироты умершим по решению суда;  появления у сироты или членов его семьи (родители, супруги, дети) жилого помещения на праве собственности или социального найма, проживание в котором для сироты не признано невозможным. Решение об исключении из Списка принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы и информация об этом должна быть доведена до сироты в порядке, аналогичном доведению до его сведения информации о включении в Список (п.п. 26-28).

Приложением 2 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются. Данный вопрос относится к сфере деятельности Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — Комиссия) (п. 2).

По вопросу невозможности проживания сироты в ранее занимаемых жилых помещениях в срок не позднее 6 месяцев до достижения сиротой возраста 14 лет в орган опеки и попечительства обращается законный представитель сироты (п. 5 Приложения 2), если невозможность проживания возникает после достижения 14 лет, но до достижения 18 — законные представители в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств (п. 6). Если невозможность проживания возникла в отношении сирот, приобретших полную дееспособность до 18 лет, или в отношении лиц из числа сирот в возарасте от 18 до 23 лет, а также в отношении лиц в возрасте старше 23 лет, в отношении которых законные представители ранее не обращались с соответствующими заявлениями — обращение осуществляется самостоятельно (п. 7). Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства по месту жительства сироты. При этом окончательное решение о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении принимается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий право пользования сиротой ранее занимаемым жилым помещением; жилищный документ с информацией о лицах, проживающих  этом жилом помещении; документ, одтверждающий невозможность проживания в жилом помещении (вступившее в законную силу решение суда о лишении родительских прав родителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления в отношении усыновителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией и состоит на учете в наркологическом диспансере, или справка, подтверждающая, что сирота страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что лица, проживающие на законных основаниях в жилом помещении, не являются членами семьи сироты, или вступившее в законную силу решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности лица, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, или документ, подтверждающий утрату сиротой жилого помещения за время пребывания на воспитании в семье или в организации для детей-сирот вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, сделок по отчуждению или обмену жилого помещения, или документ, выданный Росреестром, о наличии или отсутствии у сироты жилых помещений на праве собственности) (п. 9 Приложения 2). Поименованные документы предоставляются в форме простых копий, подлинность копий заверяется принимающими сотрудниками органа опеки и попечительства при сличении с оригиналами документов (п. 10). Срок проверки документов и подготовки проекта заключения Комиссии — 30 календарных дней (п.п. 11 и 16). Срок утверждения заключения Комиссией — 30 календарных дней (п. 17). Окончательное решение по итогам утверждения заключения Комиссией принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней (п. 20) и направляет текст решения в орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней (п. 21). Орган опеки и попечительства направляет ответ заявителю в течение 2 рабочих дней (п. 23).

Порядок предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Приложением 3 Постановления 2015 года. Вопрос о предоставлении рассматривается Комиссией (п. 1.2.). С заявлением в орган опеки и попечительства о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обращается в календарном году, предшествующем году достижения сиротой возраста 18 лет, законный представитель (п. 2.1.).

Положение п. 2.2. Приложения 3 устанавливает, что сироты вправе самостоятельно обращаться с заявлением о предоставлении жилого помещения по достижении совершеннолетия с указанием календарного года, когда жилое помещение должно быть им предоставлено. При этом нарушается один из основных постулатов новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, предполагающих обязанность государства предоставить жилое помещение по достижении 18 лет при наличии включения в Список. То есть лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве в случае их включения в Список после 18-летнего возраста в обязательном порядке будут ожидать предоставления жилого помещения в течение как минимум одного года. Это облегчает городским органам власти осуществить приобретение и предоставление жилого помещения сиротам, но не соответствует интересам самих сирот.

Весьма любопытным является положение п. 2.3. Приложения 3, согласно которому «Лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если их законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо уполномоченную организацию». Буквальное толкование данного положения предполагает, что в Москве будет осуществляться свободное обеспечение жильем «возрастных сирот», даже не обращавшихся ранее по вопросу включения в Список и предоставления жилого помещения. Будет ли это реализовываться на практике, покажет время.

Согласно п. 2.6. Приложения 3 к заявлению прикрепляются: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; решение Департамента социальной защиты населения города Москвы о включении сироты в Список; документ о месте фактического проживания сироты и жилищные документы о данном жилом помещении; выписка из ЕГРП о наличии или отсутствии зарегистрированных прав сироты на жилое помещение; акт обследования жилого помещения, занимаемого сиротой. Документы предоставляются в подлинниках (п. 2.8.). При подаче полного и надлежащим образом оформленного пакета документов до 30 апреля, орган опеки и попечительства до 1 июня текущего года направлят документы в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы (п. 2.10.). Поданные документы не позднее 1 сентября текущего года поступают на рассмотрение Комиссии (п. 3.1.) и рассматриваются не позднее 1 октября текущего года (п. 3.2.). Не позднее 1 декабря в Департамент городского имущества города Москвы инаправляется нформация о количестве жилых помещений, необходимых для предоставления сиротам, включенным в план обеспечения жилыми помещениями на очередной календарный год (п. 3.4.). Информация о движении документов сироты доводится в письменном порядке до органа опеки и попечительства и самого сироты (его законного представителя) после каждого последующего действия и принятого решения.

Выбор жилых помещений, перевод их в специализированный жилищный фонд и непосредственное предоставление сиротам осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (п. 4.1. Приложения 3). Сведения о предлагаемых жилых помещениях передаются в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней со дня получения протокола заседания Комиссии (п. 4.2.). При этом в обязательном порядке должна быть проверен факт отсутствия притязания на данное жилое помещение третьих лиц, помещения должны быть «благоустроенными применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы. Жилые помещения за выездом граждан предоставляются после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования». Уполномоченная организация Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней осуществляет осмотр предлагаемых вариантов (п. 4.3.). При положительном результате осмотра в течение 30 календарных дней осуществляется совместный осмотр с сиротой и в случае его согласия на предоставление данного жилого помещения подписывает с ними смотровой талон (п. 4.5.). В течение 40 календарных дней после подписания смотрового талона заключается договор найма специализированного жилого помещения между Департаментом городского имущества города Москвы и сиротой (п. 4.7.).

Приложением 4 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок. Информация о сиротах, срок действия договора найма специализированного жилого помещения с которыми заканчивается направляется в государственные организации социального обслуживания города Москвы по месту нахождения жилых помещений (п. 3). Не позднее 4 месяцев до дня окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения Управление соцзащиты населения города Москвы совместно с государственными организациями социального обслуживания города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы, а также иными заинтересованными организациями рассматривает вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (п. 5). К числу таких обстоятельств может относиться: неудовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни (отсутствие дохода, отрицательная соцальная среда, многократное нарушение условий договора, антиобщественное поведение и т.д.), длительная временная нетрудоспособность сироты (п. 6). Кроме того Усправление соцзащиты населения города Москвы готовит характеристику на сироту и составляет акт обследования жилого помещения (п. 7). Решение о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок принимается Комиссией и утверждается Департаментом городского имущества города Москвы (п.п. 9 и 10). Аналогично принимается решение об отсутствии необходимости повторного заключения договора найма специализированных жилых помещений и необходимости исключения соответствующих жилых помещений из специализированного жилищного фонда с последующим заключением с лицом из числа детей-сирот договора социального найма.

Приложением 5 к Постановлению от 2015 года утвержден Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 18 лет. Контроль осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения (п. 3), который должен пресекать несвоевременное внесение коммунальных и иных платежей, отчуждение жилых помещений и иные неблагоприятные для интересов сирот действия. Орган опеки и попечительства по месту нахождения сироты при наличии сведений о наличии у сироты прав на жилое помещение в другом районе города Москвы или в другом субъекте РФ направляет в соответствующие органы опеки и попечительства уведомления (п. 4). Решение об установлении контроля в отношении жилого помещения, принадлежащего на каком-либо праве сироте или члену семьи сироты направляется в Департамент городского имущества города Москвы, Росреестр, Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве, в организацию, осуществляющую деятельность по управлению многоквартирным домом, законным представителям сирот (п. 5). При отсутствии надлежащего оформления прав сирот на жилые помещения орган опеки и попечительства орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения осуществляет оформление или переоформление документов (п. 6). При обнаружении факта неправомерного отчуждения жилого помещения, на которое сирота имел какое-либо право, до фактического установления контроля за ним, орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества совместно с законными представителями сироты принимают меры для признания сделок по отчуждению или обмену жилых помещений недействительными, включая обжалование таких сделок в судебном порядке (п. 7). Законные представители при обнаружении неправомерных действий в отношении жилого помещения сироты обязаны незамедлительно сообщить в орган опеки и попечительства (п. 9). Органы опеки и попечительства за ненадлежащее выполнение контрольных полномочий в отношении жилья сирот несут ответственность (п. 11), при этом Постановление 2015 года не определяет меры ответствености и порядок их применения, фактически отсылая к региональнму и федеральному законодательству об административной ответственности.

В отдельных случаях сироты могут быть признаны малоимущими и быть освобождены от обязанности внесения платы за пользование жилым помещением. Приложение 6 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Данная функця осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы (п. 2). Основной признак малоимущего — наличие дохода меньшего или равного величине прожиточного минимума в городе Москве на душу населения, при этом на дату обращения у сироты должна отсутствовать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или иметься соглашение по ее погашению (п. 3). С заявлением подаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; договор найма специализированного жилого помещения; документ, подтверждающий доход заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо соглашение о погашении задолженности (п. 7). Документы предоставляются в подлинниках для заверения копий (п. 8). Срок рассмотрения заявления и принятия решения — 30 календарных дней (п. 10). Отсутствие у заявителя доходов без уважительной причины (уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, уход за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым членом семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, поиск работы через службу занятости, отпуск без сохранения заработной платы, инвалидность, прохождение стационарного лечения) является основанием для отказа в признании малоимущим (п.п. 11.5, 12). Решение управления соцзащиты населения города Москвы о признании сироты малоимущим действует в течение 180 дней (п. 15), срок может быть продлен при повторном прохождении процедуры. При этом изменение у сироты обстоятельств, позволяющее снять статус малоимущего, доводится до сведения управления соцзащиты населения городма Москвы в течение 3 рабочих дней (п. 17).

Поделится этим в...
Share on Facebook
Facebook
Pin on Pinterest
Pinterest
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on VK
VK
Email this to someone
email