Краснодарская дискриминация

logo1

Критическая статья Центра юридической помощи Благотворительного фонда «Надежда на завтра» о последних правотворческих инициативах региональных законодателей.

            На рассмотрении в Государственной Думе в настоящее время находится законопроект № 766058-6 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края. Он включен в примерную программу обсуждения на ноябрь 2015 года. Профильным комитетом по проекту назначен Комитет по вопросам семьи, женщин и детей.

Предлагаемые изменения должны коснуться процедуры включения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на получение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – список). В частности в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в текст абз. 2 предлагается дополнительно включить следующее положение: «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке включает в список гражданина, относящегося к лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, при наличии одного из следующих условий: местом регистрации его рождения является этот субъект Российской Федерации; местом его выявления и первичного устройства под опеку (попечительство), в приемную семью или помещения в соответствующую организацию являлся (является) этот субъект Российской Федерации; место жительства лиц, у которых он находился (находится) под опекой (попечительством), или приемной семьи располагается (располагалось) на территории этого субъекта Российской Федерации; организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой он пребывал, расположена в этом субъекте Российской Федерации».

Таким образом, законопроект предполагает своего рода ранжирование сирот на «коренных» и «пришлых». Те сироты, которые исторически связаны с регионом, в котором подается заявление на включение в список, наделяются преимущественным правом по отношению к сиротам, приехавшим в регион на работу или учебу. Происходит деление на сирот первого сорта и всех остальных сирот, дискриминационное по отношению к сиротам, исторически не связанным с регионом проживания.

Необходимо отметить, что Законодательное Собрание Краснодарского края последовательно в своем желании дискриминировать «понаехавших» сирот. Ранее аналогичное положение было включено в текст регионального закона Краснодарского края: положение ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Оно вызвало резкую негативную реакцию по стороны правозащитников и многих институтов государственной власти. В частности в соответствии с предписанием Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека от 22 января 2014 года № А4-9-111 (http://president-sovet.ru/documents/read/306) и ответами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04 февраля 2014 года
№ 72/2-26д-14 (http://president-sovet.ru/documents/read/306) и от 27 июня 2014 года № 72/2-26д-14 поименованное положение подлежит корректировке и признанию недействительным.

Но Законодательное Собрание Краснодарского края, воодушевившись региональными успехами в области отбивания претензий некоренных сирот на получение жилья, решило перенести свой «положительный» региональный опыт на федеральный уровень. Действительно на уровне Краснодарского края все сироты, не имевшие исторической связи с регионом, фактически попадали в бесконечную очередь на получение жилого помещения, так как предоставить им его должны были только после всех Краснодарских сирот. В тексте пояснительной записки к законопроекту говорится о том, что «В Краснодарском крае проводится значительная работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». И действительно, Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» оказывает юридическую помощь сироте, приехавшему на учебу в Краснодар, ожидающему получения квартиры уже более 10 лет без каких-либо перспектив, в том числе без возможности ускорить процедуру получения жилого помещения в судебном порядке (на основании отмеченного положения регионального закона все суды по данному вопросу проигрываются). При этом региональный законодатель не стесняется объяснить причину своего дискриминационного предложения: миграционная привлекательность региона.

Законопроект получил положительные отзывы от двух региональных парламентов: Алтайского краевого законодательного собрания (что не удивительно, учитывая слабую работу данного региона в отношении предоставления жилья сиротам) и Смоленской областной думы, а также отрицательный отзыв Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Официальный отрицательный отзыв поступил и от Правительства РФ. В частности, Правительство РФ ссылается на конституционный принцип равенства граждан перед законом, свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Отмечен Правительством РФ также и дискриминационный характер законопроекта.

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» надеется на то, что у федерального законодателя хватит здравого смысла и перечисленные выше позиции Правительства РФ, Парламента Кабардино-Балкарской Республики, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и Генеральной прокуратуры РФ убедят законодателей в явно дискриминационном и антиконституционном характере законопроекта, что приведет к его последующему отклонению. В свою очередь мы будем всемерно бороться и за то, чтобы на региональном уровне подобная дискриминационная практика была искоренена.