Некоторые льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям в г. Севастополь

logo5

Нормативное правовое регулирование льгот и дополнительных гарантий, предоставляемых усыновителям, опекунам (попечителям) и приемным родителям в г. Севастополе развито достаточно неплохо, но при этом является разрозненным: соответствующие положения можно обнаружить в достаточно большом количестве нормативных актов различного уровня.

На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и распространяются нормы материального обеспечения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя для детей, находящихся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иных организациях. Порядок назначения и выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) определяется в Севастополе Законом г. Севастополя от 09 февраля 2015 года № 113-ЗС  «О порядке и размере выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». Выплаты назначаются органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 5) и осуществляются органами социальной защиты населения по месту жительства подопечного (п. 2 ст. 5). К заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность опекуна (попечителя); копия акта об установлении над ребенком опеки (попечительства); копия свидетельства о рождении ребенка; справка о совместном проживании ребенка с опекуном (попечителем) в городе Севастополе или документы, подтверждающие место жительства подопечного, достигшего возраста 16 лет, и опекуна (попечителя) в городе Севастополе, если уполномоченным органом разрешено их раздельное проживание (ст. 6). У опекуна (попечителя) есть право обратиться за выплатами в ретроспективном порядке, но не более чем за 12 месяцев (п. 2 ст. 8). Если совершеннолетие подопечного наступает до окончания его обучения в общеобразовательной организации, то как и попечительство, выплаты продлеваются до конца обучения (п. 6 ст. 8). При переезде подопечного в границах г. Севастополя обязанность по выплате передается в органы социальной защиты населения по новому месту жительства (п. 1 ст. 10). При переезде подопечного в другой субъект РФ обязанность по выплате передается в аналогичные органы власти иного субъекта РФ (п. 2 ст. 10). Излишне уплаченные денежные средства подлежат возмещению, в том числе в судебном порядке (ст. 13).

Размер выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание опекунам (попечителям) и приемных родителям, утвержден Постановлением Правительства г. Севастополя от 12 февраля 2015 года
№ 91-ПП «Об установлении размеров выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2015 год». Размер ежемесячных выплат на содержание — 14 625,28 руб. (п. 1.1.). Размер ежемесячного вознаграждения приемному родителю устанавливается в зависимости от количества принятых на воспитание в семью детей: на одного ребенка — 7 311,48 руб.; на двух детей — 10 236,07 руб.; на трех детей — 11 698,36 руб.; на четверых детей — 13 160,66 руб.; на пятерых детей — 14 622,96 руб. и на каждого следующего ребенка — 2 193,44 руб. (п 1.2.). За принятие в приемную семью ребенка-инвалида выплачивается вознаграждение в размере 12 431,48 руб. (п. 1.3.).

Также согласно Постановлению Правительства г. Севастополя от 22 января
2015 года № 221-ПП утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. Согласно п. 1 одними из мер поддержки является пособие при усыновлении ребенка и пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Пособие по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста выплачивается по заявлению в том числе одному из усыновителей или опекунов (п. 17) в размере разницы между прожиточным минимумом в г. Севастополе и совокупным доходом семьи усыновителя или опекуна в расчете на одного члена семьи, но не менее 494,00 руб. То есть выплата данного пособия характерна для малоимущих семей. Размер пособия подлежит ежегодной корректировке. Для получения пособия необходимо обратиться с письменным заявлением в орган социальной защиты населения в г. Севастополе по месту жительства ребенка (п. 19). К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность заявителя; документы, удостоверяющие факт усыновления или принятия ребенка под опеку; копия свидетельства о рождении ребенка; справочные сведения об уровне дохода всех членов семьи опекуна или усыновителя за последние шесть месяцев. Пособие выплачивается на каждого подопечного или усыновленного ребенка, независимо от их количества (п. 23).

Пособие при усыновлении ребенка подразделяется на единовременное в размере 111 199,70 руб. и ежемесячные в течение 2 лет со дня установления усыновления в размере 3 489,70 руб. (п. 29). При усыновлении ребенка в возрасте старше 7 лет, одновременном усыновлении братьев и сестер или усыновлении  ребенка-инвалида размер единовременной выплаты увеличивается на 15 378,00 руб., а размер ежемесячной выплаты – на 640,75 руб. Выплаты носят заявительный характер, к заявлению прикладываются следующие документы: копия свидетельства о рождении ребенка; документы, удостоверяющие личность заявителя; копия решения суда об установлении усыновления (п. 30). Пособия устанавливаются при обращении в срок до 12 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления (п. 31).

В отношении усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей применимы положения, регулирующие права и дополнительные социальные гарантии многодетным семьям, что определено п. 1 ст. 2 Закона г. Севастополя от 26 декабря 2014 года № 98-ЗС «О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе». Согласно п. 1 ст. 4 многодетным семьям представляются такие меры социальной поддержки, как: оплата в размере 50% от установленной платы за пользование жилым помещением (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья на семью; оплата в размере 50% от установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, потребление природного газа, обеспечение баллонным газом, электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение) на семью — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;  оплата в размере 50% стоимости топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах средних норм, установленных для продажи населению, лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; внеочередное установление квартирных телефонов и оплата в размере 50% абонентской платы за пользование квартирным телефоном; бесплатное посещение музейных организаций и выставок, организованных учреждениями города Севастополя, льготное посещение театральных представлений в театрах и концертов в концертных организациях; прием детей в государственные бюджетные дошкольные образовательные организации в первоочередном порядке; бесплатное предоставление детям услуг по отдыху и оздоровлению.


Некоторые дополнительные гарантии детей-сирот и лиц из их числа в г. Севастополь

logo1

Необходимо отметить, что нормативное правовое регулирование дополнительных гарантий, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Севастополь находится на весьма высоком уровне по сравнению с другими субъектами РФ. Сравнение с регулированием, имеющем место в Республике Крым показывает еще большее преимущество города федерального значения.

В г. Севастополе принят основной нормативный правовой акт, регламентирующий общие права и социальные гарантии, предоставляемые детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа – Закон города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе». В целом данный закон повторяет основные положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Вместе с тем, имеются и положения, отсутствующие в федеральном законодательстве. Так согласно п. 2 ст. 6 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на единоразовую выплату по достижению 18-летнего возраста. Порядок осуществления данной выплаты регулируется детально Постановлением Правительства г. Севастополя от 29 мая 2015 года № 446-ПП. Согласно п. 3 Постановления размер соответствующей выплаты в 2015 году составляет 7 300,00 руб. и подлежит ежегодной корректировке Правительством г. Севастополь. Выплата осуществляется Главным управлением социальной защиты населения г. Севастополя (п. 2). Для получения выплаты заинтересованное лицо должно обратиться с заявлением, к которому прикладывается копия паспорта и реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств (п. 5 Порядка). Максимальный срок для обращения за выплатой – три года с даты достижения совершеннолетия (п. 6 Порядка). Правом на получение выплаты в интересах недееспособного ребенка-сироты обладает его опекун (п. 8 Порядка).

Закон города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС детально определяет региональный порядок получения детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений. Порядок получения жилых помещений регулируется положениями ст. 8, близко повторяющей текст ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Вместе с тем, согласно пп. 1 п. 2 ст. 8 Определено дополнительное обстоятельство, дающее сиротам право на включение в список на получение жилых помещений: проживание в ранее занимаемых сиротами жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением. Также согласно п. 7 ст. 8 определяется, что на время ожидания предоставления жилого помещения на праве найма специализированного жилого помещения, сироты могут быть обеспечены временным жилым помещением.

Порядок формирования списка детей-сирот и лиц из их числа на получение жилых помещений регулируется ст. 9 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС. Согласно п. 1 законные представители сирот обязаны обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства о включении сироты в список в течение 30 дней с даты достижения сиротой возраста 14 лет. Меры ответственности за неподачу или подачу не в установленный срок заявления региональным законодательством не предусмотрены. Аналогичным правом обладают лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не включенные ранее в список, но имеющие на то право. Срок, установленный на проверку представленных сведений, — 15 дней (п. 2). По результатам проверки формируется акт, который в течение 5 дней направляется заявителю. Согласно п. 7 включение в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения о включении в список, что по сути противоречит положению определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12 августа 2014 года № 86-КГПР-14-7 и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22 апреля 2014 года № 7-КГ-14-2, которыми подтверждено, что у сирот отсутствует очередность в процессе предоставления им жилых помещений.

Согласно ст. 11 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений, в которых дети-сироты являются собственниками, нанимателями по договору социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма.  Согласно п. 1 контроль осуществляется в целях: предотвращения совершения сделок по обмену или отчуждению жилого помещения без разрешения органа опеки и попечительства; предотвращения проживания в жилом помещении лиц, не имеющих на то законных оснований; обеспечения использования жилого помещения по назначению, соблюдения в нем чистоты и порядка; обеспечения сохранности санитарно-технического и иного оборудования;соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований; предотвращения выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к его порче; предотвращения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного порядка. На время нахождения в сиротских, медицинских учреждениях, обучения по очной форме или прохождения военной службы по призыву сироты освобождаются от обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (п. 2). Если сироты являются единственными собственниками или нанимателями жилого помещения, им гарантируется право на получение однократного единовременного пособия на проведение ремонта данного жилого помещения (п. 3).

Постановлением Правительства г. Севастополя от 29 мая 2015 года № 445-ПП
«Об утверждении Порядка обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях» утвержден порядок обеспечения сирот и лиц из их числа возможностью временного проживания в благоустроенных жилых помещениях на время ожидания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения. Согласно п. 2 Порядка временное благоустроенное жилье предоставляется сиротам в Государственном казенном учреждении «Севастопольский центр социальной и постинтернатной адаптации» (ГКУ «СЦСПА»), в соответствии с Уставом указанного учреждения. Помещения предоставляются не меньшей площади, чем предусмотрено по нормативам по договору социального найма. Помещение должно быть обеспечено мебелью и бытовой техникой, а также мягким инвентарем (постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам. Семейное положение сирот не учитывается и предоставление жилья осуществляется только в отношении сироты (п. 3). В случае невозможности проживания в ГКУ «СЦСПА» лица из числа детей-сирот по объективным причинам, Управлением жилищной политики Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя подбирается для его временного проживания жилые помещения из маневренного жилого фонда или жилого фонда общежитий (п. 5). Не допускается обмен, раздел и приватизация предоставленного во временное пользование жилого помещения (п. 6).

В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в соответствующих организациях, в г. Севастополе установлены нормативы обеспечения. Так принято и вступило в силу Постановление Правительства г. Севастополя от 05 мая 2015 года № 363-ПП «Об утверждении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Севастополя, находящихся на полном государственном обеспечении» и Постановление Правительства г. Севастополя от 29 мая 2015 года № 463-ПП «Об утверждении норм и порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучавшихся по основным образовательным программам за счет средств бюджета города Севастополя». Последнее постановление утвердило на 2015 год норму компенсации стоимости соответствующих вещей – 45 700,00 руб. (п. 2). Согласно п. 3 Порядка право выбора получения либо вещей, либо денежной компенсации лежит на сироте. Выплаты осуществляются в заявительном порядке с правом подачи заявления в срок до 31 августа года завершения обучения (п. 3 Порядка).

Также согласно п. 1 ст. 13 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года №

112-ЗС дети-сироты, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения, имеют право на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений, содержащихся за счет бюджета города Севастополя: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров и других аналогичных организаций, парков культуры и отдыха, культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований при наличии свободных мест.

Постановлением Правительства г. Севастополя от 27 апреля 2015 года № 328-ПП утвержден Порядок посещения детьми-сиротами, обучающимися в образовательных организациях по основным образовательным программам, учреждений культуры, содержащихся за счет бюджета г. Севастополя. П. 2 Порядка определен перечень учреждений культуры, для которых Порядок является обязательным к применению. При этом согласно п. 7 Порядка сопровождающие взрослые приобретают билеты на посещение на общих основаниях.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Севастополя от 31 марта 2015 года № 245-ПП «Об утверждении порядка организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя» соответствующий порядок распространяется на детей-сирот. Согласно п. 4 стоимость завтрака и обеда для таких детей, обучающихся в 1-4 классах составляет 80,18 руб. в день, для обучающихся в 5-11 классах – 92,11 руб. Согласно п. 2.4. Порядка для осуществления бесплатного питания детям-сиротам требуется заявление от законного представителя с приложением документа, подтверждающего сиротский статус. Соответствующие документы подаются до 01 сентября текущего года или с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п. 2.6.). Бесплатное питание предоставляется в дни посещения образовательной организации (п. 3.3.).

В Севастополе принято Постановление Правительства г. Севастополя от 29 мая 2015 года № 461-ПП «Об утверждении порядка выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам за счет средств бюджета города Севастополя». Согласно п. 2 Порядка пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей ежегодно составляет размер трехмесячной академической стипендии. Выплата заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики осуществляется в соответствии с положением ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Также принято и реализуется в Севастополе Постановление Правительства г. Севастополя от 29 мая 2015 года № 462-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам за счет бюджета города Севастополя, один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Севастополя, и обратно к месту учебы». Согласно п. 2 Порядка компенсации подлежит стоимость проезда, страховой взнос, постельные принадлежности (для железнодорожного транспорта) и услуги бронирования. Согласно п. 3 Порядка компенсации подлежит проезд в автобусах общего типа или мягких автобусах, в общих или плацкартных вагонах пассажирского поезда. Компенсация осуществляется в заявительном порядке, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие личность заявителя, документы, подтверждающие статус сироты или лица из числа сирот, справка о стоимости проезда (п. 5 Порядка). Выплата осуществляется в образовательном учреждении, в котором обучается заявитель (п. 8 Порядка).


Снова в Шаховской

логотип 3

17 октября сотрудники нашего фонда вновь посетили Шаховскую школу-интернат.

Мы привезли мальчишкам и девчонкам развивающую настольную игру, караоке и различные вещи, ранее собранные волонтерами Внешэкономбанка, а также передали ребятам приглашение наших друзей из музейного объединения «Музей Москвы» посетить интереснейшую выставку в Городе мастеров «Мастерславль»!

Надеемся, что поездка воспитанников школы-интерната произойдет в самое ближайшее время.


Некоторые льготы и дополнительные гарантии, предоставляемые усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям в Республике Крым

logo5

Пока достаточно проблематично оценивать полноту нормативного правового регулирования в отношении предоставляемых государством мер социальной поддержки опекунов (попечителей) и усыновителей в Республике Крым. Нормативное регулирование в данном вопросе в настоящее время является лоскутным, например, отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок осуществления единовременных выплат при принятии ребенка в семью на каком-либо основании, что по своей сути является основной выплатой, обязательной для получения всеми принимающими семьями. При этом отдельные нормативные правовые акты все-таки уже приняты и подлежат непосредственному применению на практике.

В отношении получения единовременной выплаты при принятии ребенка в семью в настоящее время принято только Постановление Совета Министров Республики Крым от  08 июля 2015 года № 387 «Об утверждении Порядка формирования заявки и финансирования единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью». В рамках данного постановления определяется орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение соответствующими бюджетными средствами — Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым (п. 1.2.). Также определяется, что в случае отказа от усыновления, от установления опеки (попечительства) или устройства ребенка в приемную семью в течение 6 месяцев после устройства органы опеки и попечительства по месту проживания вышеуказанных лиц обязаны обратиться в суд с целью возврата выплаченного единовременного пособия (п. 3.1.), что должно стимулировать именно принятие детей на воспитание в семьи, а не процедуру «зарабатывания» денег на детях.

Согласно ст. 12 Закона Республики Крым от 01 сентября 2014 года № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» пособия и иные выплаты, предназначенные для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются опекунами (попечителями) и приемными родителями в его интересах. Пособия и иные выплаты, предназначенные для обеспечения нужд опекуна (попечителя), принадлежат опекуну (попечителю) и расходуются им по своему усмотрению.

В соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014

«О государственной социальной помощи в Республике Крым» подобная помощь оказывается малоимущим семьям, в том числе принявшим на воспитание на любом статусе детей-сирот (ст. 1). Государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается на период, не превышающий трех месяцев (ст. 4). Государственная социальная помощь  назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания  получателя государственной социальной помощи (п. 1 ст. 6) на основании личного заявления гражданина (п. 2 ст. 6). Выплаты осуществляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения (п. 5 ст.6). Решение об установлении выплат принимается в течение 10 дней с даты обращения (п. 4 ст. 6).

Порядок выплаты ежемесячного пособия на принятого на воспитание в семью ребенка определяется Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23декабря

2014 года № 588 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка». Согласно п. 2 Порядка усыновителю, опекуну (попечителю) назначается и выплачивается ежемесячное пособие на каждого усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет. При этом пособие выплачивается только в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым. Для получения пособия необходимо обратиться с заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства усыновителя, опекуна (попечителя), с которым проживает ребенок (п. 5). К заявлению прикрепляются следующие документы: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его место жительства на территории Республики Крым; справка о составе семьи; документ, подтверждающий совместное проживание усыновителя, опекуна (попечителя) с ребенком;

документ, подтверждающий место жительства второго усыновителя (при наличии); свидетельство о рождении ребенка; справка с места учебы, подтверждающая факт обучения ребенка старше 18 лет в образовательной организации; трудовые книжки (их копии) родителей ребенка или другие документы с места работы; документы, подтверждающие доходы семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения, реквизиты банковского счета для перевода денежных средств (п. 7). При личной подаче заявления документы подаются в оригиналах, при подаче по почте – в заверенных надлежащим образом копиях. Решение о выплате принимается в течение 10 дней после дня подачи заявления (п. 11). Пособие назначается с 1 числа месяца обращения за его получением (п. 17) на срок не более 24 месяцев (п. 18). По истечении срока выплат заявитель вправе повторно обратиться за выплатой пособия.

Согласно ст. 12 Закона Республики Крым от 01 сентября 2014 года № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» на семьи опекунов (попечителей) распространяются положения о многодетных семьях при наличии в семье не менее трех детей, в том числе и принятых на воспитание в семью при их проживании в семье не менее 1 года. Подобные семьи имеют право на скидки в размере 50% за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон, за оплату твердого топлива. Правом на бесплатный проезд и бесплатное питание в учреждениях образования обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в таких семьях. Дополнительно правовой статус многодетных семей регулируется Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 39-ЗРК/201 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым». Согласно ч. 3 п. 1 ст. 4 которого устанавливается также такая мера социальной поддержки как внеочередное установление квартирных телефонов и оплата услуг телефонной связи в размере 50% от утвержденного тарифа. Согласно ч. 4 п. 1 ст. 4 многодетные семьи имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц музеев, выставок, парков, льготное посещение театров, концертных организаций, находящихся в республиканском ведении. Согласно ч. 5 п. 1 ст. 4 все дети из многодетных семей имеют право на первоочередной прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. В соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 4 дети из многодетных семей имеют право на получение бесплатного отдыха и оздоровления. Согласно п. 2 ст. 4 все дети из многодетных семей имеют право на льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, в городском и пригородном транспорте в пределах Республики Крым кроме такси.

К сожалению, не применимо к усыновителям, опекунам (попечителям) положение Постановления Совета Министров Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 525 «Об утверждении Порядка установления нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря  2014 года третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».


Некоторые дополнительные гарантии детей-сирот и лиц из их числа в Республике Крым

logo1

В отличие от «традиционных» российских регионов, законодательство Республики Крым является по своей сути вновь формируемым в условиях российского правового поля. Этот фактор, а также то, что отсутствует надлежащее информационное обеспечение о вновь принимаемых нормативных правовых актах и порядке их практической реализации, делает правовое информирование крайне необходимым. Особенно это касается такой категории лиц, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа.

Любопытно, что на республиканском уровне пока не принят единый нормативный акт, регулирующий порядок предоставления сиротам дополнительных социальных гарантий, что, однако, не отменяет возможность прямого применения норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ. Однако в отсутствии специального нормативного правового регулирования следует говорить о фрагментированном регулировании правового статуса сирот на региональном уровне.

По сути большинство нормативных правовых актов Республики Крым, посвященных правам и законным интересам сирот, затрагивают вопросы обеспечения жилыми помещениями и обеспечения надлежащего состояния жилых помещений.

Региональное положение о предоставлении сиротам жилых помещений регулируется Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым». В целом данный закон декларирует нормы, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О

дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 2). Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формирует орган опеки и попечительства (п. 1 ст. 3) на основании сформированных на муниципальном уровне списков. Основанием для включения в список является личное заявление для лица в возрасте старше 18 лет или заявление законного представителя для лица в возрасте от 14 до 18 лет. К заявлению прилагаются: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, невозможность проживания в котором подлежит установлению (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); документы, подтверждающие состав семьи заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, решение об усыновлении (удочерении), решение суда о признании членом семьи); выписка из документов технического учета с поэтажным планом и экспликацией в отношении помещения, невозможность проживания в котором подлежит установлению; справка Росреестра о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности; вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в нем лиц, лишенных родительских прав, в отношении сироты; справка государственного или муниципального учреждения здравоохранения о том, что лицо, проживающее в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является, страдает тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно; заключение межведомственной комиссии о признании в установленном порядке жилого помещения непригодным для постоянного проживания; выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ,  содержащие сведения о проживающих совместно с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, в случае если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения (п. 3.2, 3.3. ст. 3). Срок проверки поданных документов – 30 дней и срок уведомления о принятом решении – 10 дней (п. 5 ст. 3). При выявлении ребенка-сироты орган опеки и попечительства в течение одного месяца со дня его выявления устанавливает факт наличия регистрации по

прежнему месту жительства и проводит обследование жилищно-бытовых условий с составлением соответствующего акта (п. 1 ст. 5). В целях предотвращения совершения незаконных сделок с жилым помещением, на которое имеется сохранение права пользования,  орган опеки и попечительства соответствующего муниципального образования направляет копию решения и уведомления о сохранении права пользования жилым помещением в Росреестр (п. 3 ст. 5). При отсутствии пользования закрепленным жилым помещением со стороны сироты в связи с любой формой устройства на воспитание законный представитель обязан обеспечить контроль за использованием жилых помещений, а органы местного самоуправления обеспечить сохранность таких жилых помещений (п. 1 ст. 6). Возможна сдача таких помещений в наем с письменного разрешения органа опеки и попечительства с перечислением всех получаемых денежных средств на счет сироты. Внесение платы за коммунальные услуги и содержание жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов (п. 3 ст. 6). Ремонт жилых помещений осуществляется законными представителями сирот за счет доходов от использования этого имущества или за счет средств бюджетов муниципальных образований (п. 3 ст. 7). Жилые помещения предоставляются сиротам, включенным в соответствующий список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях (п. 1 ст. 8). Жилые помещения предоставляются по норме предоставления 33 кв.мм. общей площади жилого помещения на одного сироту (п. 2 ст. 8). Согласно ст. 9 полномочиями по обеспечению сирот жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления.

Согласно п. 2.1. Порядка, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 июля 2015 года № 403 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Крым для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот должны быть пригодными для постоянного проживания, благоустроенными, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства. В соответствии с п. 2.3. Порядка допускается регистрация сирот в предоставляемых им помещениях в соответствии с действующим законодательством. Члены семей сирот могут быть вселены в установленном порядке в предоставленное сироте жилое помещение путем оформления дополнительного соглашения к договору найма специализированного жилищного фонда.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на получение помощи при осуществлении ремонта жилых помещений, в которых они являются нанимателями по договорам социального найма, членами семьи нанимателя или собственниками в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 03 июня 2015года № 304 «Об утверждении Порядка осуществления  органами местного самоуправления  государственных полномочий по обеспечению проведения ремонта жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений». Согласно п. 2 Порядка данным правом обладают как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так и лица из их числа. Ремонту подлежит жилая площадь общего пользования, а также комната, в которой проживает ребенок (п. 2). При этом ремонт может быть проведен только однократно. Ремонт осуществляется на основании поданного заявления по утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Крым от 03 июня 2015года № 304 форме (п. 4). К заявлению прилагаются копия паспорта заявителя и законных представителей; копия документа, подтверждающего статус ребенка-сироты; копия документа, подтверждающего статус законного представителя; копия договора социального найма жилого помещения или документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение; документы, подтверждающие факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей. Все документы предоставляются с одновременным предоставлением оригинала для обозрения. Контроль за состоянием помещений и проведением ремонта осуществляет специально формируемая межведомственная комиссия, принимающая решение о проведении ремонта в течение 10 дней после поступления обращения (п. 6).

Для детей-сирот и лиц из их числа, являющихся инвалидами с детства или детьми-инвалидами в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 591 «Об утверждении Порядка установления и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения лицам из числа инвалидов с детства и детей-инвалидов» гарантируются выплаты в случае если с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации получаемые ими денежные средства (в том числе, пенсия по потере кормильца) не достигают суммы совокупного размера выплат на 31 декабря  2014 года, постоянно проживающим на территории Республики Крым. В соответствии с п. 3 Порядка дополнительные выплаты осуществляются на основании заявления в орган труда и социальной защиты населения. К заявлению должны быть приложены: копия паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность гражданина; копия страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС); копия свидетельства о рождении ребенка; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с  указанием группы инвалидности либо категории «ребенок-инвалид»; доверенность на представителя (п. 4).


Инициатива сотрудника

логотип 3

Сотрудники нашего фонда стараются помочь не только сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но, по мере сил и средств, и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Так, член правления нашего фонда Анна Узик приобрела инвалидное кресло для супруги священника одного из приходов Ивановской области.

Мы желаем женщине здоровья, а Аню благодарим за такую замечательную инициативу.


Первая встреча.

dd

В субботу 3 октября Председатель правления нашего фонда провел первую ознакомительную встречу с руководством Шаховской специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом VIII (143700, Московская область, Шаховской, рабочий поселок Шаховская, ул. Южная, д. 32).

На встречи были обсуждены возможные варианты сотрудничества и ближайшие совместные мероприятия.

Встреча оказалась очень продуктивной, мы поняли, чем сможем помочь ученикам, учреждению и совсем скоро приступим к выполнению взятых обязательств.


Нас 2500!

2500

Рады сообщить об очередной важной цифре в жизни Благотворительного фонда «Надежда на завтра»!

Число подписчиков фонда достигло отметки в 2,5 тысячи!

Так в группе бесплатной юридической помощи детям-сиротам 2174 подписчика, в основной группе фонда – 300 и в группе бесплатной помощи опекунам и усыновителям – 38.

В обще сложности – 2 512 подписчиков!

Мы не собираемся останавливаться и продолжаем развиваться.


Итоги сентября. Повод для гордости.

logo1

Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» может гордиться сентябрем 2015 года и полученными в течение месяца результатами. По итогам месяца были перекрыты по всем показателям наивысшие достижения предыдущих месяцев. То есть можно с уверенностью сказать, что сентябрь 2015 года стал самым плодотворным месяцем за все время работы Центра. Кроме того, в середине сентября общегодовые результаты работы за 2015 год по всем показателям превысили итоговые результаты 2014 года. И это при том, что впереди еще 3 месяца.

Количество подписчиков группы Центра в сети ВК за месяц увеличилось на 121 человека. Тем самым преодолен августовский кризис, когда численность подписчиков выросла меньше всего за прошедший год. В сентябре получен стандартный для 2015 года результат.

В течение сентября Центр получил 447 индивидуальных вопросов от сирот и лиц из их числа и на все из них были даны ответы. Предыдущий максимум был в мае 2015 года и составлял 427 вопросов. Общее количество вопросов, рассмотренных Центром, в первые числа октября перешагнет через рубеж в 6 000.

Количество подготовленных обращений в органы государственной власти и местного самоуправления в интересах детей-сирот и лиц из их числа за прошедший месяц – 127. Наивысший результат до настоящего времени – показатели марта и апреля 2015 года – по 101 обращению.

За месяц подготовлено 24 исковых заявления, что на 1 больше, чем в августе 2015 года.

Также в сентябре были одержаны победы в 18 судебных процессах, в которых принимал участие представитель Центра. Участие было различным, от подготовки искового заявления или возражения на апелляционную жалобу (при вступлении в процесс на стадии апелляционного производства) и координации действий в ходе судебного процесса до личного участия в заседаниях. Предыдущий максимальный результат был в апреле 2015 года и составлял 15 выигранных в течение месяца судебных процессов. Всего в рамках работы Центра выиграно уже 119 судебных процессов, из них 95 – в текущем году.


Спасибо, друзья!

VEB_m_ru_pos-01

Подведены итоги благотворительной акции, проводимой сотрудниками «Внешэкономбанка» в пользу воспитанников смоленского детского дома «Гнездышко», и Детской психиатрической больницы № 11.

В общей сложности волонтеры банка передали нашему фонду:

— 96 000 (девяносто шесть тысяч) рублей;

— около 20 новых спортивных костюмов;

— развивающую настольную игру;

— музыкальный центр;

— ноутбук;

— вещи с символикой банка.

Мы сердечно благодарим наших друзей и в самое ближайшее время передадим вышеуказанные вещи в «Гнездышко», а большую часть денежных средств направим на строительство детской игровой площадки для больницы.

Работы по строительству площадки должны начаться не позднее 25 октября.