Сотрудничество организаций для детей-сирот с НКО в г. Москве: актуальные изменения

Очередная познавательная статья Центра юридической помощи детям-сиротам. Будет особенно полезной для руководителей и ответственных работников сиротских учреждений столицы.
Вступил в силу новый приказ Департамента социальной защиты населения г. Москвы (далее – ДСЗН), определяющий порядок работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Москвы с НКО и волонтерами (Приказ ДСЗН от 09 февраля 2015 года № 71 «Об утверждении Регламента взаимодействия организации для детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями», далее – Приказ № 71). Данный приказ заменяет признанный недействующим Приказ ДСЗН от 02 апреля 2014 года № 376 «Об утверждении регламента взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями» (далее – Приказ № 376).
Приказ № 71, как и ранее Приказ № 376, содержит указание на то, что руководители организаций для детей-сирот обязаны «рассматривать взаимодействие с НКО как одно из обязательных условий (ранее – обязательное условие, Примечание Д.П.) проведения системной работы с воспитанниками Организации по развитию навыков самообслуживания, бытовых и социальных навыков, творческому развитию воспитанников, расширению их кругозора и оказанию психологической поддержки» (п. 3.1.). Приказ № 71 корректирует это положение, предполагая дополнительные возможности сотрудничества организаций для детей-сирот и НКО «с участием в реализации программ индивидуально-профилактической работы с семьями с детьми».
Также руководителям организаций для детей-сирот предписывается «содействовать развитию практики благотворительной деятельности НКО» (п. 3.2. Приказа № 71 и Приказа № 376) и «привлекать НКО для осуществления работы волонтеров во всех отделениях и группах организации для детей-сирот» (п. 3.3 Приказа № 71 и Приказа № 376).
В понятийный аппарат (ч. 1 Приложения № 1 «Регламент взаимодействия государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально-ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями») внесено одно существенное изменение. Расширено определение понятия «Добровольцы» (п. 1.3.). Вводится в оборот дополнительное понятие «волонтеры», идентичное понятию «добровольцы». Также дополнительно определяется, что добровольцы (волонтеры) могут осуществлять свою деятельность как в индивидуальном порядке, так и объединившись с образованием или без образования организации. Таким образом, детализируется определение субъектов добровольческой деятельности и снимаются отдельные возможности ограничения доступа добровольцев в организации для детей-сирот, например, со ссылкой на действие добровольца в одиночку или группы добровольцев без формирования организации. Кроме того, в Приказе № 71 указывается на то, что добровольцы (волонтеры) могу осуществлять безвозмездное выполнение работ и оказание социальной помощи (ранее – работы и услуги). В данном случае изменение терминологии связано в первую очередь с введением в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и приведением региональных актов в соответствии с терминологией, утвержденной на федеральном уровне. Существенных нововведений данное изменение не предполагает.
Приказ № 71 устанавливает дополнительные нормативные правовые акты, являющиеся основой формирования Регламента (п. 2.2. Приложения № 1) — Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Если второй из законов является новым и его включение обусловлено принятием и вступлением в законную силу после подписания Приказа № 376, то невключение в изначальный текст Приказа № 376 Федерального закона «О некоммерческих организациях» вызывает недоумение. При этом указание данных актов в качестве документов-оснований по сути не влияет на содержательную часть Регламента.
Внесены изменения в отдельные задачи взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО. В частности в новой редакции п. 3.2.4. Регламента (Приложение № 1 Приказа № 71) в качестве одной из целей взаимодействия указана «Организация эффективной и комплексной медицинской, социальной, психологической, педагогической и профилактической, духовно-нравственной помощи воспитанникам», в то время, как в прежней редакции говорилось не об организации, а об оказании соответствующей помощи. Данное нововведение напрямую связано с вступлением в силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и на практике предполагает разделение функций. Организация для детей-сирот совместно с НКО обеспечивают оказание поименованных видов помощи, в то время как саму помощь оказывают специализированные организации и службы. Полагаем, что нововведение призвано закрепить существующий порядок и способствовать разделению обязанностей и выполнению отдельных функций именно специализированными организациями.
Их числа принципов взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО исключен принцип соблюдения моральных, культурных и этических ценностей (п. 4.5. Приложения № 1 к Приказу № 376). Объяснить исключение данного принципа не представляется возможным. Полагаем, что на практике соблюдение моральных, культурных и этических ценностей во взаимодействии организаций для детей-сирот и НКО сохранится в полном объеме и отсутствие поименованного принципа в тексте нового приказа не изменит порядка осуществления взаимодействия.
Наибольшие изменения внесены в порядок взаимодействия организаций для детей-сирот и НКО (ч. 5 Регламента, Приложение № 1).
Увеличен срок рассмотрения обращения НКО о взаимодействии (п. 5.3. Приложения № 1). Ранее он составлял 10 рабочих дней, в настоящее время – 20 рабочих дней. Также предполагается двойная система одобрения: сначала предложение о взаимодействии одобряется самой организацией для детей-сирот, затем организация для детей-сирот направляет ходатайство о согласовании предложения по оказанию благотворительной помощи в ДСЗН. Ранее согласование не предполагалось и соглашение о взаимодействии заключалось в упрощенном порядке. Дополнительное согласование может рассматриваться в качестве новой формы контроля как деятельности НКО, так и самих организаций для детей-сирот, что может быть рассмотрено как дополнительная гарантия защиты законных интересов детей-сирот. Вместе с тем, усложнение бюрократической процедуры может иметь и негативные последствия: ограничения прав «неугодных» НКО, замедление процедуры оказания точечной срочной помощи со стороны НКО, формальное отношение ДСЗН к поступающим ходатайствам без знания обстоятельств конкретных случаев, порождающее формализм решений. ДСЗН рассматривает ходатайство в течение 10 рабочих дней и направляет согласование или отказ от согласования. Таким образом, сроки рассмотрения обращения НКО увеличены как минимум в три раза (при этом не учитывается срок доставки ответов и возможная просрочка ответа на том или ином этапе). Дополнительно продлен срок подписания соглашения: 14 дней с даты одобрения предложение (п. 5.5. Приложения № 1). Ранее срок составлял 10 дней. Упразднена закрепленная ранее возможность сторонам соглашения о сотрудничестве изменять или дополнять условия соглашения.
Одновременно с тем упростился доступ добровольцев (волонтеров) к работе с детьми в организациях для детей-сирот по медицинским показателям (п. 5.8. Приложения № 1). Так для добровольцев (волонтеров), участвующих в уходе за воспитанниками (осуществляющих помощь в кормлении, регулярных гигиенических процедурах и т.п.) из списка обязательных медицинских обследований исключены: однократный посев из зева, носа на дифтерию и однократный анализ крови на брюшной тиф (п. 5.8.1. Приказа № 71. П. 5.8.2. Приказа № 376). По новым правилам добровольцы (волонтеры), участвующие в регулярном проведении занятий с детьми, прогулках и подобной досугово-развлекательной деятельности проходят исключительно осмотр у терапевта, подтверждающийся «Справкой о санитарно-эпидемиологическом окружении» (п. 5.8.2. Приложения № 1), в то время как ранее требовались дополнительные анализы крови, флюорографическое обследование и сдача посева. Для добровольцев (волонтеров), участвующих в разовых мероприятиях и акциях на нерегулярной основе медицинское обследование не требуется (п. 5.8.3. Приложения № 1). Кроме того, упразднен один из абзацев п. 5.8.3. Приложения № 1 Приказа № 376, устанавливавший требование об обязательной психологической диагностике и психологическом сопровождении деятельности добровольцев со стороны НКО. Вместо этого НКО обязано проводить анкетирование добровольцев (волонтеров) и собеседование с ними, а психологическая диагностика и сопровождение теперь производятся по необходимости (п. 5.9. Приложения № 1). Таким образом, все требования по медицинскому обследованию подверглись корректировке в сторону упрощения и новые требования предполагают облегченный доступ представителей НКО к общению с детьми в организациях для детей-сирот.

Рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве утверждена Приложением № 2 к Приказу № 71 (ранее – Приложение № 2 к Приказу № 376). В п. 1.2. Соглашения введен дополнительный подпункт относительно целей сотрудничества: «творческое развитие воспитанников Организации, расширение кругозора и оказание психологической поддержки семьям с детьми, состоящим на обслуживании в Организации». Полагаем, что данный подпункт отражает те виды деятельности, которые и так очень часто осуществляются в рамках сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот и не включение его в текст Соглашения в предыдущей редакции вызывало недоумение.

В правах НКО (п. 2.1.1. Приложения №2) появился один новый пункт, согласно которому НКО имеет право «проводить с семьями с детьми, состоящими на обслуживании в Организации, мероприятия социального и профилактического характера». Данный пункт не затрагивает интересы детей-сирот и касается семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, получающих социальную помощь в организациях для детей-сирот. Введение этого положения объясняется вступлением в законную силу Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Вместе с тем, ряд действий, ранее выполнявшихся НКО в рамках соглашения о сотрудничестве, более не выполняются. Так представители НКО более не могут «оказывать воспитанникам социальные, в том числе реабилитационные услуги» (данную деятельность должны осуществлять специализированные организации, а представители НКО могут исключительно ей содействовать); «оказывать содействие повышению квалификации и профессиональной подготовки сотрудников организаций для детей-сирот, в том числе организации для них обучения, практик и стажировок». Объяснить запрет на помощь в повышении квалификации не представляется возможным, видимо ДСЗН предполагает, что сотрудники организаций для детей-сирот априори являются подготовленными лучше, нежели представители НКО и имеют полный набор знаний и умений в соответствии со всеми требованиями науки и практики, что по сути является неверным предположением.

Из прав и обязанностей организаций для детей-сирот (п.2.2.1. Приложения № 2) исчез подпункт, определяющий, что организация для детей-сирот предоставляет помещение для принятия сотрудниками НКО обеда. Видимо в ДСЗН считают, что принятие пищи сотрудниками НКО на территории организации для детей-сирот недопустимо и нарушает права и законные интересы воспитанников, соответственно представители НКО должны голодать или питаться за забором. Хорошо еще, что данное положение не было включено в текст Регламента в качестве прямого указания с одновременным запретом содействия в приеме пищи добровольцами (волонтерами). Также из текста Соглашения было удалено положение о том, что организация для детей-сирот допускает к работе с воспитанниками специалистов, работников и добровольцев НКО только по письменному представлению НКО (п. 2.2.4. Приложения № 2 к Приказу № 376), что является положительным, так как не всегда возможно и не всегда требуется согласование списков лиц, участвующих в том или ином мероприятии, и новая редакция проекта Соглашения снимает дополнительную бюрократическую нагрузку и делает оказание практической помощи немного проще.

Таким образом, новый режим сотрудничества НКО с организациями для детей-сирот в г. Москве довольно близко повторяет те правила, которые существовали ранее. Из нововведений особо необходимо отметить дополнительную бюрократическую процедуру при согласовании вопроса о заключении соглашения и увеличение сроков согласования, что не может быть рассмотрено в качестве положительного явления. С другой стороны облегчен допуск добровольцев (волонтеров) к работе с детьми-сиротами по медицинским показателям. Изменение же целей сотрудничества и отдельных форм сотрудничества имеет в большей степени технический характер, так как связано с внесением изменений в действующее законодательство и корректировкой терминологической базы и предполагает приведение существующей практики в соответствие с требованиями нового законодательства.
При этом все соглашения организаций для детей-сирот г. Москвы и НКО, подписанные до принятия Приказа № 71 и вступления его в силу, продолжают действовать и корректировке не подлежат.

Поделится этим в...
Share on facebook
Facebook
Share on pinterest
Pinterest
Share on twitter
Twitter
Share on linkedin
Linkedin
Share on vk
Vk
Share on whatsapp
Whatsapp
Share on email
Email