Право детей-сирот и лиц из их числа на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в частных образовательных организациях Московской области

logo1

Утверждено и вступило в силу Постановление Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 «О возмещении расходов профессиональных образовательных организаций на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих» (далее — Порядок возмещения).

Данный документ гарантирует детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты), право получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих не только в государственных, но и в частных образовательных организациях Московской области. Действующая редакция ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ не гарантирует сиротам, возможность получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в негосударственных образовательных учреждениях, а самим частным образовательным учреждениям не гарантирует компенсацию соответствующих затрат за счет бюджетных средств. Формулировки федерального закона не позволяют однозначно определить возможность получения второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих в негосударственных образовательных учреждениях, а также порядок получения образования в подобном формате. Таким образом, региональное положение, не выходя за пределы, установленные федеральным законодательством, предлагает для сирот механизм, позволяющий получать второе среднее профессиональное образование в частных образовательных учреждениях с сохранением всех льгот.

Согласно п. 2 Порядка возмещения «сироты наделены правом выбора частной профессиональной образовательной организации при получении второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих». То есть данное право презюмируется областным правительством при соблюдении ряда условий.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 возмещение расходов частных профессиональных образовательных организаций на обучение осуществляется только в отношении сирот, состоящих на учете в территориальных структурных подразделениях Министерства образования Московской области по опеке и попечительству. Полагаем, что данное правило носит дискриминационный характер, фактически ограничивая возможность сирот из других субъектов РФ проходить обучение в частных образовательных органзациях при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Сам факт обучения для таких сирот возможен, однако осуществляется оно без субсидирования за счет средств бюджета Московской области, то есть засчет собственных средств сироты. Полагаем целесообразным распространение положения Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 в отношении всех сирот, имеющих место проживания на территории Московской области или соседних с ней субъектов РФ, например, г. Москвы, тульской и иных областей.

Логичным является распространение положений Постановления Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 только на частные образовательные учреждения Московской области. Данное правило предполагает возможность других субъектов РФ осуществлять аналогичное субсидирование частных образовательных учреждений, находящихся на их территории.

Субсидия за счет средств бюджета Московской области предоставляется на основании соглашений, заключаемых Министерством образования Московской области с соответствующими частными профессиональными образовательными организациями (п. 4 Порядка возмещения). Таким образом, для получения возмещения за обучение отдельно взятого сироты при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих каждое частное образовательное учреждение должно заключить соглашение с уполномоченным на то областным органом государственной власти. Соглашение заключается по факту поступления сироты на обучение, то есть имеет привязку к конкретным сиротам и зависит от их наличия и количества. При этом законодательно не установлена обязанность частной образовательной организации принимать сирот внеконкурсно и безвозмездно на обучениепри получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и не определена возможность применения мер ответственности к организациям, отказывающим принимать сирот внеконкурсно и безвозмездно на обучение при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих. Таким образом, частная пофессиональная образовательная организация, не имея желания заключать соглашение с Московской областью, может беспрепятственно этого не делать. Сирота при поступлении на обучение при получении второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих должен заранее уточнять, готова ли частная профессиональная образовательная организация заключить подобное соглашение и соответственно будет ли поступление для него внеконкурсным, а получение образования безвозмездным. В случае отказа частной профессиональной образовательной организаци участвовать в данной программе и подписывать соответствующее соглашение допускается обжалование отказа принимать сироту внеконкурсно на безвозмездное обучение в порядке подачи соответствующего заявления в Министерство образования Московской области.

Соглашение о предоставление субсидии заключается на основании заявки частной профессиональной образовательной организации при предоставлении установленного Постановлением Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 пакета документов исходя из стоимости обучения и количества сирот, завершивших обучение (п.п. 5 и 6 Порядка предоставления). При этом получатели бюджетных субсидий обязаны предоставлять отчет (п. 7 Порядка предоставления) об их целевом использовании, что с одной стороны позволяет отслеживать надлежащий характер использования денежных средств в интересах сирот, а с другой создает дополнительную нагрузку на частные профессиональные образовательные учреждения, что может повлечь дополнительное нежелание участвовать в соответствующей программе.

Также логичным представляется обязанность осуществлять возврат не использованных в текущем финансовом году субсидий на лицевой счет Министерства образования Московской области (п. 8 Порядка предоставления).

Из отмеченных выше положений можно сделать предположение об увеличении социальных гарантий для сирот-студентов в Московской области. Однако осложнение процедуры получения региональных субсидий дополнительными правилами и бюрократическими процедурами может сделать Постановление Правительства Московской области от 26 августа 2015 года № 741/33 фактически не работающим, а его основные положения не реализуемыми.

Поделится этим в...
Share on Facebook
Facebook
Pin on Pinterest
Pinterest
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin
Share on VK
VK
Email this to someone
email