Как анонсировалось ранее (https://hftw.ru/news/sudebnaya-praktika-zabajkalskogo-kraya/) Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» направляет в региональные или районные (в зависимости от субъекта предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа) предложения по обращению в суд с заявлением на основании ст. 45 ГПК РФ в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, детей-сирот, получивших полную дееспособность и включенных в региональный список на получение жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом Центр юридической помощи детям-сиротам был готов подготовить проект заявления и оказывать максимальное юридическое сопровождение соответствующих действий.
Фактически региональные прокуратуры должны были только признать факт нарушения прав детей-сироти лиц из их числа в отношении обеспечения их жилыми помещениями и необходимость совершенствования процедуры предоставления жилых помещений, не предполагающей очередности и длительного ожидания факта предоставления жилых помещений.
В направляемых предложениях идет ссылка как на практику Забайкальского края, так и на ст.ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, письмо Министерства образования и науки РФ от 08 октября 2012 г. № ИР-864/07, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 12 августа 2014 года № 86-КГПР-14-7 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22 апреля 2014 года № 7-КГ-14-2. И все поименованные акты единогласно определяют необходимость предоставления жилых помещений сиротам по достижении 18-летнего возраста без длительного ожидания и формирования очередности.
Первый ответ пришел из прокуратуры Калужской области (письмо от 12 октября 2015 года № 21-144-2015). Прокуратура считает, что «в области сформировано региональное законодательство, с учетом которого дети-сироты…, имеющие основания для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, обеспечиваются ими» и «при таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Кроме того прокуратура считает, что количество лиц, относящихся к «сиротской» категории является определенным, что не предполагает возможность подачи заявления в интересах неограниченного круга лиц. Правда это количество прокуратура не сможет назвать и оно является нестабильным в виду постоянного добавления новых не обеспеченных жилым помещением сирот с одной стороны и периодического предоставления кому-то из сирот (или появления у них жилых помещений по другим основаниям с утратой права на жилищное обеспечение) с другой стороны.
Мы в этом регионе 2 суда провели и выиграли. И.С. включена в список с октября 2014 года, решение суда о предоставлении ей жилого помещения вступило в силу в июле, обжаловалось, подавалось заявление об отсрочке исполнения. Ю.С. включена в список с июня 2014 года, решение суда о предоставлении ей жилого помещения вступило в силу в июле, не обжаловалось, подавалось заявление об отсрочке исполнения. Оба решения до сих пор не исполнены. Причем все процессуальные действия выполнялись нами, прокуратуры рядом никто не видел и не слышал. Видимо, Калужская областная прокуратура считает, что такая ситуация региональным законодательством, на которое она ссылается, приветствуется и поощряется. И видимо по мнению Калужской областной прокуратуры права и законные интересы ВСЕХ сирот старше 18 лет, включенных в соответствующий региональный список, достигших 18-летнего возраста и не обеспеченных жилым помещением от непредоставления им жилых помещений в установленные ФЕДЕРАЛЬНЫМ законодательством сроки не нарушаются.
Этот ответ прокуратуры можно пробовать обжаловать в Генеральную прокуратуру РФ или в суд…