Встречаем аналитическую статью Центра юридической помощи детям-сиротам благотворительного фонда «Надежда на завтра».
В Забайкальском крае в первом из российских регионов высший региональный судебный орган подтвердил непосредственное действие положения действующей редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, обязывающей региональные власти осуществить предоставление жилого помещения сироте при наличии у него всех необходимых условий (достижение 18-летнего возраста, включение в региональный список сирот на получение жилого помещения) без ожидания своей «очереди». На отсутствие очередности в региональных списках указывает как поименованная статья федерального закона, так и Верховный суд РФ в своей практике. Однако до настоящего времени региональная судебная практика ни в одном регионе не была сформирована в окончательном виде, принимались отдельные судебные решения районных судов в пользу сирот, удовлетворяя требования об ускорении процедуры предоставления жилых помещений лицам, включенным в региональный список. На практике это создает ситуацию двойного списка или «списка в списке»: внутри общего регионального списка формируется дополнительный список вступивших в законную силу судебных решений, которые исполняются в первую очередь, вперед основного регионального списка, исходя из даты принятия судебного решения.
Что изменило решение Забайкальского краевого суда для региональных сирот. Фактически оно подтвердило отсутствие очередности для сирот, включенных в список и указало региональным органам государственной власти (Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края) на необходимость предоставления квартир всем совершеннолетним сиротам, включенным в регионаьный список.
В интересах сирот Забайкальского края в суд обратилась региональная прокуратура еще в 2011 году. Решением Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 4 апреля 2012 года отказано в удовлетворении заявления, однако апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 13 июня 2012 года по гражданскому делу № 33-1737/2012 решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение, признавшее незаконным бездействие Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края, выразившееся в неисполнении в полном объеме государственных полномочий по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, у которых наступило право на обеспечение жильем. Также на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края возложена обязанность в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, у которых наступило право на обеспечение жильем.
В 2015 году Правительство Забайкальского края обращалось в Забайкальский краевой суд с заявлением о пересмотре апелляционного определения по новым обстоятельствам в виду существенного уменьшения расходов на социальные вопросы в поправках в Закон Забайкальского края «О бюджете края на 2015 год и плановый период 2016-2017 г.г.», принятых 15 июня 2015 года. Однако краевой суд не поддержал требования заявления и удовлетворил возражение краевого прокурора, оставив апелляционное определение от 13 июня 2012 года в силе.
Таким образом, до 31 декабря 2015 года все сироты Забайкальского края, включенные в список на получение жилых помещений, и достигшие совершеннолетия, должны быть обеспечены жилыми помещениями. На практике скорее всего обеспечение произойдет не для всех сирот, что повлечет за собой открытие исполнительного производства и принуждение краевых властей к исполнению судебного решения силами судебных приставов-исполнителей.
Дискуссионным является вопрос, применимо ли положение апелляционного определения Забайкальского краевого суда ко всем сиротам, достигшим совершеннолетия после 01 января 2013 года (то есть в отношении которых осуществляется включение в список по новым правилам — на предоставление жилого помещения по договору найма специализирвоанных жилых помещений). Фактически в тексте апелляционного определения говорится об обязанности краевого Правительства предоставить жилые помещения лицам, включенным в соответствующий региональный список, не имеющим закрепленных жилых помещений, по окончании пребывания в образовательных, медицинских учреждениях, местах лишения свободы или по окончании службы в Вооруженных Силах РФ. То есть указаны те основания для получения жилых помещений, которые существовали до 01 января 2013 года. Полагаем, что в виду изменений в законодательство с принятием поправок в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (Федеральный закон от 15 февраля 2012 года № 15-ФЗ) наличие закрепленного жилого помещения, прохождение учебы и т.д. не рассматриваются в качестве обстоятельств, препятствующих предоставлению сиротам, включенным в региональный список, жилых помещений. Соответственно апелляционное определение Забайкальского краевого суда может быть применено ко всем включенным в список сиротам, которым по состоянию на 31 декабря 2015 года исполнилось 18 лет.
Со ссылкой на апелляционное определение Забайкальского краевого суда все новые судебные процессы включенных в региональый список на получение жилья сирот, направленные на ускорение процедуры предоставления им жилья, будут выигрываться значительно проще, таким образом краевой суд создал в регионе прецедент.
К сожалению, упомянутое апелляционное определение не может быть применено по аналогии по отношению к другим регионам, однако на него допустима ссылка в исковых заявлениях по вопросам ускорения процедуры предоставления жилых помещений в других регионах страны, что может оказать косвенное воздействие на суд в процессе принятия им ршения по делу.
Центр юридической помощи детям-сиротам Благотворительного фонда «Надежда на завтра» в настоящее время готовит обращения в региональные прокуратуры других субъектов РФ для формирования заявлений в судебные органы и принятия аналогичных судебных решений.